Казбек Джелиев о вере в человека, «Лейтенанте с острова Инишмор» и синтезе таланта с пиаром

В ближайшее время Юго-Осетинский госдрамтеатр представит на суд зрителя «Черную бурку» Геора Хугаева в постановке молодого осетинского режиссера Казбека Джелиева. Это уже вторая работа выпускника Театрального института им. Б. Щукина на югоосетинской сцене. Пару лет назад Казбек Джелиев завоевал признание цхинвальских театралов удачной постановкой неустаревающего «Дон Жуана».
Его послужной список на ниве Мельпомены весьма внушителен. Он является главным режиссером Дигорского драматического театра. Кроме того, за спиной Казбека Джелиева множество спектаклей в различных театрах Северной Осетии и ряда других северокавказских республик. Его режиссерскому почерку свойственен постоянный творческий поиск, он не чуждается смелых экспериментов и выступает за использование современных методов пиара для популяризации театра. В интервью газете «ЮО» Казбек Джелиев рассказал об успешном сотрудничестве с юго-осетинской труппой и своем главном проекте нынешнего театрального сезона.

– В качестве режиссера Вы сотрудничаете не только с Юго-Осетинским госдрамтеатром, но и с театральными учреждениями Северной Осетии, Дагестана и Кабарды. Как Вам удается одинаково успешно подобрать ключик к сердцам театралов из разных республик, где живут люди с разным менталитетом и мировоззрением? В чем главное отличие югоосетинского зрителя?

– Кабардино-Балкарию, Дагестан, Северную и Южную Осетию, народы Кавказа в целом, объединяет схожая культура общения, этикет, гостеприимство, уважение к старшим, поэтому, мне кажется, о каких-то существенных различиях говорить не приходится. Очень приятно бывает приезжать в ту или иную республику и знакомиться с новыми людьми, которые затем становятся твоими партнерами или друзьями. Есть, конечно же, необходимость в индивидуальном подходе, в учете специфических моментов… Невозможно каждый раз использовать одинаковый подход или же рассчитывать полностью на уже готовый материал, зачастую уже в процессе работы над материалом, приходится что-то переделывать. Одним словом, везде все бывает по-разному, как и реакция зрителей. Лично для меня главное отличие заключается в том, что я сам осетин, и в Южную Осетию приезжаю как к себе домой. К тому же здесь еще играет свою роль фактор дружбы с югоосетинскими артистами, он делает работу в Юго-Осетинском госдрамтеатре вдвойне приятнее.

– «Черная бурка» Геора Хугаева… Над этой постановкой Вы сейчас работаете вместе с югоосетинской труппой. На Ваш взгляд, в чем основной посыл этого известного произведения осетинской драматургии – о нравственном выборе, верности долгу или же борьбе звериного и человеческого начал в каждом из нас? Чем привлекателен лично для Вас мир иносказаний, созданный Геором Хугаевым, учитывая, что в своей режиссерской деятельности Вы не первый раз обращаетесь именно к этому его творению?

– На мой взгляд, Геор Доментьевич Хугаев вложил в свое произведение не одну мысль. В «Черной бурке» много сюжетных линий. Драматург, прежде всего, очень хорошо раскрывает проблему человечности. Тонко используя созданные им образы зверей, наделенные личностными характеристиками, Хугаев рассматривает с разных сторон вопрос веры в человека, осталось ли еще в нем доброе начало или же он стал страшнее зверя. В спектакле есть момент, когда даже звери начинают переживать за людей. В исполнении ворона звучит следующая фраза: «Боюсь, что скоро люди придут к концу и мы под эту гребёнку попадем». В этих словах содержится некий посыл, ведь сегодня проблема отношения человека к человеку стоит особенно остро. Поменялись ценности, и человеческая жизнь сейчас ничего не стоит.
Первый раз я поставил этот спектакль в 2014 году в Москве. Опыта тогда было у меня поменьше, да и мысли были совершенно другие. Теперь же я смотрю на это произведение несколько глубже, лучше понимаю всю остроту проблемы человечности, затронутую драматургом. Как однажды точно выразился режиссер и доктор искусствоведения Борис Захава: «Не зная жизни, творить нельзя». Профессия режиссера напрямую подразумевает изучение человека, его достоинств и пороков. Она обязывает нас размышлять о жизни, страдать, уходить в депрессию и радоваться. Для нашей режиссерской братии характерно стремление прочувствовать состояние человека в горе и радости, понять, что такое счастье в разных его проявлениях. Если бы режиссер не сопереживал каким-то проблемам, наверно он бы не смог ставить спектакли. Его что-то внутри должно побуждать на ту или иную постановку. Это я называю режиссёрским чутьем. Ты не можешь объяснить почему, но точно знаешь, что надо ставить именно тот спектакль, который тебе подсказывает режиссерское чутье.

– «Вдруг как в сказке скрипнула дверь»… Ваша недавняя постановка на сцене Русского академического театра «Ивана Васильевича» по пьесе Михаила Булгакова вызвала восторженные отклики в североосетинской прессе. Нет ли у Вас в планах представить на югоосетинской сцене князя Милославского и царя Ивана Грозного с «цхинвальским акцентом», с привязкой к нашей действительности или же к нашей истории?

– Я бы не хотел ставить на югоосетинской сцене «Ивана Васильевича». Если говорить о комедии то, наверное, лучше взять за основу другой материал, более близкий к национальной тематике. Здесь осетинский театр и нужно больше говорить о своей культуре, показывать жизнь осетин. К тому же «Ивана Васильевича» я поставил в Русском академическом театре Северной Осетии уже в третий раз. Еще раньше этот спектакль предложил в Кабардино-Балкарии, где его долго показывали, поэтому для меня, как художника-постановщика, данный сюжет чуть-чуть изжит. Понятно, что для артистов Юго-Осетинско-го театра работа над произведением Булгакова была бы чем-то новым. Получилась бы совсем другая постановка, поскольку тут и темперамент отличается и колорит другой. Но лично для меня сейчас вопрос о его постановке на сцене Юго-Осетинского драмтеатра не актуален, может быть через несколько лет я подумаю об этом. Материал сам по себе очень хороший, но при работе с ним перед режиссером встает ряд сложных вызовов. Во-первых, проблема состоит в том, чтобы не повторить сценарий прекрасного фильма Леонида Гайдая, и тем не менее заставить зрителя смеяться. Во-вторых, знаменитая кинокартина Гайдая знакома многим и многим поколениям наших сограждан, поэтому режиссеру вдвойне тяжелее произвести впечатление на зрительский зал, риск провала высок.

– Театр юного зрителя «Саби», молодежный театр «Паяц» – работа в этих коллективах для Вас эксперимент, попытка найти себя в других направлениях театрального искусства или нечто большее?

– Молодежный театр «Паяц» создавали вместе с моим однокурсником Ацамазом Качмазовым. Именно мы были авторами идеи. Хотелось попробовать что-то новое, соединить несколько видов искусства – театральное с цирковым. Для нас это действительно был маленький эксперимент. Каждый режиссер, наверное, всегда ищет новые формы творческой работы, стремится открыть для себя какие-то новые грани. При этом в качестве актеров молодежного театра выступали не профессионалы, а студенты актерского курса владикавказского колледжа культуры. Мы с ними работали, потом совместное творчество переросло в небольшой спектакль. Слов там не было, все строилось на пантомимах. По сути – это больше трюкачество (смеется), будем так говорить. Сейчас «Паяц» продолжает функционировать под руководством Ацамаза Качмазова. В театре юного зрителя «Саби» тоже был момент, связанный с поиском новых подходов. Художественный руководитель театра Андрей Кокоев хотел помимо дневных спектаклей поставить вечерние, рассчитанные на более взрослую аудиторию. В принципе, это была бы неплохая практика для ТЮЗ. Андрей Кокоев тогда пригласил меня на первую постановку. Однако после первых успехов обстоятельства изменились, и идея вечерних спектаклей сошла на нет.

– Обсуждали ли с югоосетинской труппой возможность использования Вашего опыта работы с молодежной аудиторией здесь, на сцене Юго-Осе-тинского госдрамтеатра? Если дело дойдет до реализации подобного проекта, какую постановку Вы бы выбрали, чтобы привлечь внимание югоосетинской молодежи?

– Вопрос, наверное, больше относится к художественному руководителю театра. Может быть я и не имею право затрагивать такие вопросы, потому что нахожусь здесь в качестве приглашенного режиссера. Но, в целом, конечно, нужно активнее привлекать молодое поколение в театр. Сегодня наблюдается тенденция, когда театральное искусство становится не модным среди молодежи, которая больше любит сходить в кино, в ночной клуб, на тусовки. Спектакли посещает зритель 35+, у которого уже сложилась привычка приходить в театр. А молодежь в основном насильно загоняют из школ. Это практикуется в Северной Осетии и у вас, скорее всего. Но я бы не хотел, чтобы их завлекали в театр подобным образом. Для этого нужно очень тонко подобрать материал, близкий к психологии молодых людей, к их мечтам и проблемам, и тогда молодежь его воспримет. Здесь больше подойдет не классика, а произведения современных драматургов. Я бы, например, использовал для такой постановки прекрасные произведения Мартина Макдонаха. Одно из них – «Лейтенант с острова Инишмор». В основе сюжетной линии история любви, проблема наркотиков и другие моменты. В сценарии присутствуют элементы экшен. Это социальный театр, рассчитанный на молодежную аудиторию. Большая часть молодежи хорошо знает фильмы, снятые Мартином Макдонахом, если на афише будет знакомое название, многие придут посмотреть спектакль. Театр – очень сложный организм. Нельзя просто так планировать тот или иной спектакль. Надо очень тонко чувствовать то, что происходит на улице, чего зритель может захотеть. Я не говорю, чтобы мы при этом подыгрывали публике, предлагая зрителю низкопробный материал. Одним словом, нужно очень трепетно подходить к этому вопросу. Я здесь уже месяц и наблюдаю тенденцию – большую часть зрителей составляет старшее поколение. При этом, выйдя после спектакля на улицу, вижу молодежь, гуляющую вокруг театра. Как это можно объяснить? Да все очень просто. Это разрыв в предпочтениях между старшим и младшим поколением. Конечно, помимо этого, есть еще один очень важный вопрос технического характера, связанный с популяризацией театра через пиар. Театр сегодня надо делать модным с помощью пиара. Как говорится, сам себя не распиаришь, никто тебе не поможет. Приведу очень яркий пример. Мой коллега Валерий Суанов поставил прекрасный балет «Парфюмер» по роману немецкого писателя Патрика Зюскинда. И каждый раз в зале аншлаг, билеты бывают распроданы заранее. О чем это говорит? Человек пришел, понял, что успех – это синтез актерской харизмы, таланта режиссера-постановщика, рекламы и всего остального. После «Парфюмера» что бы он не поставил, к нему будут ходить полные залы. Он уже завоевал своего зрителя. Чуть-чуть себя тоже похвалю (смеется…). Когда мы с «Дон-Жуаном» приехали в Северную Осетию, после окончания спектакля журналисты брали интервью у зрителей. Одна из них призналась, что впервые побывала на спектакле Юго-Осетинского театра и теперь каждый раз будет посещать показы югоосетинской труппы во время их гастролей в Северной Осетии, поскольку увиденное ее покорило. Что я хочу этим сказать, – если один раз завоевать публику, в дальнейшем будет легче привлечь ее внимание.

– Что самое сложное в работе с артистами? Легко ли удается донести до них свою мысль и добиться ее точного отображения в актерской игре на сцене?

– На самом деле работа режиссера очень сложная. Актеров много, они все слышат и воспринимают по-разному, а режиссер один. С труппой Юго-Осетинского театра ставлю уже вторую работу, поэтому мы успели притереться друг к другу, налажено взаимопонимание. Мне легко работать с ними. Одни понимают меня с полуслова, поскольку привыкли уже к моему методу работы, другим приходится объяснять немного больше. И это вовсе не потому-то, что они менее талантливы. Известно, что между режиссером и актерами часто возникают сложности, споры и недопонимания. Я всегда старюсь обходить конфликтные ситуации, поскольку мне это абсолютно не интересно. Мой приоритет – творческий процесс. Сейчас театр готовит премьеру спектакля «Файнустытæ», после чего мы более плотно займемся нашей постановкой и очень надеюсь, что сможем в намеченные сроки представить зрителю «Черную бурку». Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Южной Осетии, глава ведомства Рада Дзагоева оказывает нам содействие в решение всех возникающих вопросов.

Алла ГЕРГАУЛОВА