Георгий Чихавиев о музыкальном фольклоре, национальном костюме и будущем народной песни

«Мы можем много рассуждать о том, какими великими были наши предки и называть себя великой нацией, но без знания культуры и традиций это лишь пустые слова», – отметил участник вокально-инструментального ансамбля народной песни «Уацамонга» Георгий Чихавиев. В интервью нашей газете он рассказал об актуальности народного творчества и о будущем музыкального фольклора.

– Георгий, какую музыку исполняет «Уацамонга» и кто ваш слушатель?

– Мы исполняем героические и молитвенные песни, их авторы редко бывают известны, чаще они просто несут название «адамон зарджыта». У некоторых композиций указаны год и ущелье, где они появились. Это вся информация, но песня сама расскажет много интересного и погрузит вас в историю.
Нас слушают старшие и молодежь. Конечно, наше творчество больше ценит взрослое поколение, которое помнит время, когда люди собирались вокруг музыкантов, поющих про отважных сынов Осетии. Тем не менее, рад отметить, что мы набираем популярность среди юного слушателя и, возможно, скоро станем одинаково востребованы у людей разных возрастов.

– Сейчас многие стараются продвигать свои таланты через рекламу и интернет, «Уацамонга» набирает популярность с помощью социальных сетей? «Дружит» ли этническая музыка с интернетом? Кажется, что это несовместимые вещи…

– Все, что можно заснять, записать и загрузить в интернет, уже с ним совместимо, в том числе фольклор. Вы можете найти наши песни в YouTube, VK, iTunes. Мы развиваем свой инстаграм, даем рекламу на радио и телевидении. Но нужно учитывать, что как бы мы не продвигали себя через социальные сети, этнические песни – не тот жанр, который будут слушать все. Пользователь в свободное время, чтобы расслабиться, включит, например, песни Мияги. Не потому, что он больше раскручен, а потому, что народная музыка – это не для всех, не для всякого времени, у человека должно быть особое настроение. Да, реклама – замечательная вещь, но для нас она не столь важна, мы работаем на качество, а не количество.

– Еще один способ привлечь слушателей – это дать народной музыке более современное звучание. Вы адаптируете старинные мелодии под современные стандарты?

– Мы стараемся сохранять песни в их исконном звучании. Не может быть такого, что мы взяли героическую песню и добавили к ней современные биты, хотя такие предложения были. Есть песни, которые нельзя менять, они неприкосновенны. Вы же не сделаете современную обработку «Уастырджийы зарæг»? Кто-то даже может посчитать это кощунством. Я считаю, этническую музыку нужно исполнять такой, какая она есть. Во Владикавказе есть исполнители, которые переделывали народные песни под рок-музыку, ничего не имею против – это их видение. Просто отмечу – чтобы заниматься таким форматом творчества, нужно иметь знания и об этнической музыке, и о том жанре, с которым музыкант хочет «смешать» народную песню.

– Мелодии народных песен из-за своей монотонности могут показаться скучными…

– Если не разбираться, то у осетинских песен обычно простые мелодии, они могут показаться однообразными. Но знающий слушатель понимает, что ценность в содержании. Текст – главная часть народных песен. Одна композиция может рассказать о ходе сражения, охватить целый исторический период. Поэтому перед исполнением мы рассказываем, о чем песня, чтобы слушатель смог полностью погрузиться в смысл произведения.

– Что чувствуете когда поете?

– До 16 лет я не знал, что у осетин столько народных песен. Я слушал рок музыку и не думал, что когда-нибудь свяжу свою жизнь с фольклором. Я узнал, что мой дедушка пел в хоре города Дигора, папа часто слушал народные песни по радио. Я углублялся в этот жанр, и в конце концов его полюбил. Когда я начал петь, было ощущение чего-то неизведанного, недосягаемого, оно и сейчас сохранилось, но теперь я ощущаю гордость за свою культуру и народ.

– Насколько актуальна этническая музыка в современном мире и какую роль она играет, на ваш взгляд?

– Народные песни укрепляют национальное самосознание. Мы можем много рассуждать о том, какими великими были наши предки и называть себя великой нацией, но без знания культуры и традиций это лишь пустые слова. Культура дает человеку фундамент, у него появляется идентичность, формируется мировоззрение.

– Можно ли как-то ввести моду на фольклор?

– Все зависит от человека. Народные песни никогда не были популярны и, скорее всего, не будут. Единственное, что мы можем сделать – это создать определённый творческий имидж и работать на своего слушателя. Если даже человек не любит народную музыку, но знает, что в честь того или иного героя, события есть песни, то это уже хорошо. Насчет моды на народное творчество, вряд ли это возможно. Вы сейчас можете заставить всех ходить в папахах? Часто видите людей в национальных костюмах на праздниках? Было бы хорошо пока ввести в культуру ношение национального костюма в определенные дни, чтобы подчеркнуть свою идентичность и показать всем, кто мы. Хороший пример – Япония. Будучи одной из самых развитых стран мира, она чтит традиции и люди часто носят национальную одежду.

– Вы часто выступаете в Цхинвале. Югоосетинский зритель отличается от северо-осетинского?

– Я не люблю делить Осетию на Юг и Север. Я приезжаю из дома к себе домой, просто в другой осетинский город. Мы были в Южной Осетии более 10 раз и нас не нужно приглашать, иногда мы даже сами проявляем инициативу. Каждый раз нас тепло встречают. Приятно, что тут можно вести программу на осетинском языке и знать, что зрители точно все поймут. Югоосетинский слушатель, наверное, за счет того, что тут пока мало коллективов народной песни, воспринимает наше творчество намного острее и внимательнее, сильнее тянется к этническому искусству, чем во Владикавказе.

– Какое ваше самое серьезное выступление и ждете ли вы мирового признания?

– В ансамбле шесть участников и у каждого из нас свое восприятие публичного выступления. Кому-то нравится выступать на широкую публику, а кому-то в скромной, камерной обстановке. Мы все разные, но нас объединяет любовь к нашему делу. Пока что наше самое важное выступление было в Москве на международном фестивале «Московская весна А Сappella». Мы не ждем мирового признания, просто хотим, чтобы через ансамбль «Уацамонга» люди познавали историю, культуру и традиции Осетии.

Анна ТЕДЕЕВА