Рождество – самый красивый христианский праздник. За многие века сформировалось множество традиций его празднования. Но в той или иной земле к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие свое очарование этому празднику.
Новогодние праздники в Осетии имеют древние традиции. У осетин до календарного Нового года по старому стилю отмечается праздник Цыппурс, по времени совпадающий с католическим Рождеством, но это не христианский праздник, а древний языческий.
Осетинское название Цыппурс происходит от древнеиранского числительного «сорок». Цыппор – означает сорокадневный пост, предшествующий Новому году. С древних пор осетины знали Христа (Чырысти, Киристи), Богоматерь (Мады Майрам), некоторых святых – Илью, св. Георгия, св. Николая, св. Федора, справляли христианские посты и праздники.
Начало аграрного календаря осетин приурочивалось ко времени наступления зимнего солнцестояния, так как рождение солнца, смерть и воскресение солнца являлись важнейшими вехами в трудовой деятельности земледельца. Культу Солнца посвящено празднование Цыппурса, в период, когда световой день начинает увеличиваться.
Этимологически термин Цыппурс восходит к иранскому «catvarsat», что означает «четырехсторонний». Кроме того, название это говорит о древних корнях праздника. Лингвистическими изысканиями В. И. Абаев установил, что в дохристианском календаре алан празднику «цыппурс» соответствовал праздник огня – «æртхурон» (солнечный огонь). В предшествующий Цыппурс период осетины соблюдали пост протяженностью от двух-семи дней до четырех недель.
Цыппурс – это цыппарæрдыгон урс или рухс (четырехсторонний свет), который обозначается древним символом.
Выходит, осетины сохранили символ и традицию почитания света, связывая обряд с культом Солнца и празднуя его новое рождение ежегодно 25 декабря. Осетины верят, что Солнце, олицетворяющее вечный огонь, который является символом истины и чистоты, способствует физическому и духовному очищению человека.
В этот день делали из теста и запекали фигурки из теста: людей, птиц. животных – Басылтæ.
В праздник Цыппурс детей приводили в святилища и молились, прося небесного покровительства своим детям, устраивали пиршества в честь новорожденных мальчиков. Мальчики постарше отправлялись к пастуху, «выпрашивали» у него козленка, закалывали его и устраивали застолье. Голову и шкуру козла обменивали на мед.
В некоторых местах Осетии накануне Цыппурс юноши собирали в лесу репейник, ставили его на косяки дверей, на окна, на зернохранилище, у входа в жилье и хозяйственные помещения и т. д.
Кроме того, после захода солнца каждый во дворе зажигал костер: бросали туда жир, прыгали через него и т. д. Огни костра «не только означало начавшееся «разгорание» солнца, но и начало нового аграрного года, начало годового цикла сельскохозяйственных работ». Люди, прыгая через костер, очищались от всей скверны и в огне сгорали все их горести. В Цыппурс радовались гостям, у которых, как говорили осетины, была «хорошая нога».
В своей молитве за праздничным столом старший, наряду с пожеланиями обильного урожая в наступающем году, обращался к Цыппурс и как к духу-покрови-телю (дуаг), который будет помогать во всех жизненно-важных вопросах.
В этот вечер с приношениями обходили хозяйственные помещения. В хлев первым заходил тот из членов семьи, который слыл самым добрым и удачливым. Он заносил с собой охапку сена и кормил поочередно каждое животное. Затем в хлев заходил старший, произносил молитву, в которой благословлял домашний скот. Двери хлева прочно закрывались (затыкались даже щели) и ставили колючки на косяке (чтобы злые силы не проникли в хлев). С той же целью обводили кинжалом вокруг дома, хлева. Снаружи у дверей ставили наполненную сеном корзину – чтобы корма всегда было в достатке.
Обряды, сопровождающие Цыппурс, были тождественны новогодним. О родстве этих двух праздников свидетельствует и второе, равнозначное название «цыппурс» — «ног азы сæр».
Всем мира, гармонии, согласия!
Подготовила К.БАГАЕВА