Балкарский госдрамтеатр: уверены, никто не останется равнодушным

Южную Осетию с гастролями посетит Балкарский государственный драматический театр им. К.Кулиева, который представит 9 ноября в Цхинвале спектакль «Ажашханла» (Потерянные).

Об этом нашей газете сообщил сотрудник пресс-службы Балкарского театра Мурат Гиляхов.

Постановка была представлена на многих мировых театральных площадках. Этот спектакль стал своего рода визитной карточкой Балкарского театра, получил два приза на фестивале «Южная сцена» за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.

Мурат Гиляхов отметил, что в спектакле по пьесе Султана Раева «Ажашханла» (Потерянные) по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» совмещены две сюжетные линии.
«Первая – о похоронах старого рабочего железной дороги Казангапа. Главный герой – друг покойного Казангапа, Едигей Жангельдин – железнодорожник, фронтовик. Он вместе с сыном усопшего и несколькими соседями намеревается похоронить друга на старом кладбище, на пути их останавливает часовой с автоматом, объявляя, что здесь теперь охраняемая зона и дальше прохода нет. Дальше ситуация приобретает непредсказуемый характер», – рассказал Гиляхов.

По словам нашего респондента, вторая сюжетная линия – легенда о манкурте.

«Повествуется процесс превращения в манкурта, человека без прошлого и будущего. Жуаньжуани брали в плен юношей, заковывали в колодки, брили им головы и надевали на них шири – куски сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, кожа сжималась и причиняла рабу адские муки, стискивая его голову. Волосы, остававшиеся на верблюжьей коже, врастали в голову человека. Он становился манкуртом. Финалом истории становится убийство родной матери одним из таких манкуртов», – рассказал он.

Гиляхов отметил, что два сюжета имеют одну общую мысль, манкуртизм (утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров). Путем физического воздействия (как это делали жуаньжуани) и современный манкуртизм (безверие людей, обезличивание человека, лишение его возможности думать и чувствовать путем манипуляций его разумом).

«Нам кажется, что ваш зритель думающий, анализирующий. Надеемся, что спектакль в постановке Романа Дабагова и Аубекира Мизиева понравится югоосетинскому зрителю. Возможно, кто-то задумается, кто-то перечитает роман Айтматова, чтобы прояснить для себя кое-какие вещи. Равнодушным никто не останется, мы в этом практически уверены», – отметил наш респондент.

Культурные связи между Кабардино-Балкарией и Республикой Южная Осетия, как подчеркнул Гиляхов, поддерживаются не первый год.
«Мы очень рады, что смогли сделать шаг друг к другу в укреплении культурных связей. И надеемся, что в дальнейшем эти связи будут ещё крепче», – отметил он.

Напомним, в начале октября Юго-Осетинский государственный драматический театр им. Коста Хетагурова представил спектакль «Черная бурка» в Нальчике, на сцене госдрамтеатра им.К.Кулиева.

По словам Мурата Гиляхова, спектакль «Черная бурка» оставил хорошее впечатление на зрителей в Кабардино-Балкарии.
«Аншлаг в зале, непрекращающиеся аплодисменты после спектакля, слова благодарности за такой спектакль от зрителей. Единственное, что расстроило – это то, что у нас был всего один день для знакомства с творчеством Юго-Осетинс-кого драматического театра им. Коста Хетагурова в рамках этих гастролей», – заключил Гиляхов.
Дана ТУГАНОВА