Лирика Коста Хетагурова в музыкальных звуках

Синтез музыкально-поэтического творчества осетинского народа – одно из важнейших областей культуры. Благодаря такому великому источнику вдохновения как творчество Коста Хетагурова создавались замечательные народные песни, романсы и музыкальные произведения. Его образ стал символом всего высокого и благородного.
Стихи Коста не только читаемы в Осетии, но их перекладывают и на нотный стан, создавая песенный мотив. Задолго до выхода в свет сборника стихов Коста, читаемые в рукописном варианте, они напевались в Осетии. Впоследствии, на рифмы Коста писали песни уже профессиональные композиторы такие, как А. Алыккаев, Х.Плиев, Колесников, Б. Галаев, Хаханов, Т.Кокоев, Ж. Плиева, – развивая тем самым осетинское песенное искусство. На стихи Коста было написано 25 песен: «Горе», «Солдат», «Сидзаргас», «Кубады», «Фсати», «Фесаф», «А-ло-лай», «Катай», «Ныфс» и другие.
О зарождении песенного творчества на основе стихов Коста высказал свою точку зрения кандидат искусствоведения Хаханов: «Созданные на основе стихов Коста песни приобрели национальную окраску. Основа и построение песен были овеяны духом русской и европейской музыки. Таким образом, зародился еще один жанр песни городское народное песенное творчество. Б.Галаев в критико-публицистическом эссе пишет о слиянии в творческом наследии великого Коста поэзии и песни, о неразрывной связи поэзии Коста с народным музыкально-поэтическим творчеством.
Как стихи, так и песни на стихи Коста передают мировоззрение автора, его творческую социальную основу, шагая в ногу со временем. Песни на его стихи, призывающие к борьбе «Горе», «Походная», «Катай», были известны не только в Осетии, но и в Закавказье, поднимая революционный дух и силу народа. Эти революционные песни прошлого сыграли огромную роль в освободительном движении нашего народа, они сплачивали и организовывали народные массы. Песни на стихи Коста пели в каждом селении, в каждом доме осетина. Они обессмертили подвиги героев, самоотверженно боровшихся за освобождение народа от угнетения и эксплуатации. Национальный характер мелодии в той или иной степени определяется тем, что ее метро – ритмическая структура тесно связана с интонационной природой народной речи. Во всех песнях на стихи Коста используются ярко выраженные национально-специфические ритмические формулы музыки осетинского народа. Интонация, ритм и музыкальная характеристика в музыке каждого народа разная, у нас это триоли и синкопы, скачки на кварту (4 звука). Такая мелодия целиком использована народом для стихотворения К.Хетагурова «Без доли». Этот скачок придавал песням набатно-призывное начало. Сведения об этом скачке описаны в трудах исследователя Кавказа В. Пфафа. Он пишет: «Замечательна мелодия осетинских песен: в ушах кварта звучит, как в наших октава. Национальный стиль в данных песнях подчеркивается в двухголосном терцовом изложении мелодии в сопровождении баса на гласную букву. Один из наиболее специфических для осетинских песен мелодических оборотов наглядно показан в песнях «Фсати» и «Ракас». Это поступательное движение вниз к опорному тону. Интонационно данная мелодическая фигура выражает жалобно-печальное состояние души. Классифицируя все песни можно сказать, что одни песни декламационно-речитативного склада, другие сольным вступлением.
Анализируя основу песен на стихи Коста, Б. Галаев говорит о языке мелодии, которая перекликается с народными истоками песенного творчества других народов. Например, мелодия «Походной» отчасти перекликается с мелодией русской народной песни «Ехал на ярмарку купец-ухарь». В основе песни «Сидзаргас» лежит европейская мелодия, песня «Сердце бедняка» похожа на казацкую мелодию, а «А-ло-лай» напоминает греческое церковное песнопение. Известный композитор и собиратель песен Ефим Колесников обработал и записал песни: «О если бы», «Песня бедняка» на стихи К.Хетагурова. Дружба оперного певца В.Аликова с Коста явилась источником создания многих песен на стихи К.Хетагурова: «Кубады», «Тревога», «Додой», «Раздумье».
Известен факт создания песни о самом поэте, который записал Колесников в 1940г. Коста казалось бы, не соответствовал тем внешним признакам, которые обязательны для героев песен. Он не сражался с оружием в руках, но зато он имел все внутренние черты, роднящие его с эпическими героями. Всю свою жизнь, все силы он отдал служению народу, неутомимо и бесстрашно боролся против угнетения и насилия. Терпя за это преследования, лишения, ссылки. Народ в своем песенном творчестве прировнял Коста к таким любимым и прославленным героям, как Чермен, Таймураз, Хазби.
Многие осетинские композиторы обращались к творческому наследию Коста, создавая шедевры осетинской классической музыки. Коста сам знал и любил классическую музыку. В частности, музыку П.И.Чайковского. Не это ли послужило, причиной к созданию таких прекрасных стихов как «Памяти Чайковского», «Музе» и «О чем жалеть». Обращаясь к творческому наследию Коста Б. Галаев написал романс на стихи поэта «Я смерти не боюсь», песни «Додой», «Марды уæлхъус», «А-ло-лай», музыку к кинофильму «Фатима». На основе стихотворения «Я смерти не боюсь» были написаны романсы Ф. Хуцистовой и Л. Кануковой, но все-таки романс Галаева затрагивает струны нашего сердца лаконизмом и контрастностью. Романс «А-ло-лай» написанный Галаевым создаёт удивительную акварель камерного репертуара для голоса и фортепиано. Музыкальные темы к кинофильму «Фатима» тоже разнообразны. Они делятся на три группы: лирические сцены (исполняет оркестр народных инструментов), трагические темы (исполняет симфонический оркестр), бытовые темы (исполняет гармонь). Кульминация фильма – песня «Додой» в исполнении симфонического оркестра.

Романсы «Джук-тур», «Ожидание», «Дождливый день» на стихи Коста написал Илья Габараев, который удивительно внешне походил на самого Коста, словно он явился из нартских сказаний и каждый день его жизни был погружен в сложные размышления об истории своего народа, в его нелегкой исторической судьбе. Эти романсы отличаются большим психологизмом, а музыкальная линия выразительна и вдохновенна.
В 1979 году Д. Хаханов написал «Пятую симфонию», посвященную памяти К.Хетагурова. Лейтмотив симфонии – размышление современного человека о судьбе поэта, поклонение его таланту, сочувствие человеческим страданиям. В симфонии стремительное музыкальное движение на основе народных песен: «Горе», «Фсати», «Походная», «Без доли» являются символом растущего народного движения и стремление к новой жизни, к тому, о чем мечтал сам Коста.
Неразрывная связь поэта с народом воплощена в опере «Коста» композитором Х.Плиевым, на основе которого был снят фильм «Возвращение Коста». Коста представлен здесь героем-защитником угнетенных и бедных. Тревога усиливается хоровой песней «Додой». Талантливый композитор Ж.В.Плиева создает одноименный балет «Фатима» по поэме К.Хетагурова. Три акта балета мыслятся композитором как три состояния героини, где в центре внимания вечные проблемы человеческого существования.
Стихотворение «Я смерти не боюсь» послужило источником композитору Кокойти А. для создания увертюры «Коста». Композитор Н. Кабоев написал кантату «Памяти Коста» на стихи И.Гурджибековой. В основе кантаты лежит песня «Без доли на стихи Коста. К творчеству К.Хетагурова не раз обращались и осетинские «битлы» – «Бонварнон», создавая эстрадные песни.
Коста Хетагуров был и остается путеводной звездой для осетинских композиторов, поэтов. А для будущей плеяды музыкантов творчество К.Хетагурова будет сокровищницей и кладезю знаний.
Жанна ЦХОВРЕБОВА