Концерт Гергиева в Цхинвале: искусство, ставшее оружием против лжи

Концерт оркестра Мариинского симфонического театра под руководством маэстро Валерия Гергиева, состоявшийся в Цхинвале ровно 14 лет назад, яркий пример того, как искусство оказалось сильнее лжи.

Гениальность Гергиева позволила донести правду о трагедии осетинского народа до тех, кто поначалу слепо воспринял пропагандистские установки западных СМИ, которые необъективно подовали информацию о событиях в Южной Осетии. В анналах истории мирового искусства запечатлено немало примеров, когда действительно талантливые люди с мировым именем применяли свое творчество отнюдь не во благо людей. О многих неприглядных фактах в их биографиях сегодня предпочитают не распространяться, чтобы не формировать негативное отношение у публики. К примеру, евреи по сей день великого Рихарда Вагнера считают идейным вдохновителем Холокоста.
В жизни маэстро Гергиева, напротив, длинный перечень свершений, которые прежде всего направлены на поддержку пострадавших в ходе различных трагических событий. Наиболее запомнившиеся – концерты в поддержку жертв Бесланского теракта, жителей Южной Осетии в 2008 году, сирийской Пальмиры в 2016-м.

Кроме того, Валерия Гергиева не оставили равнодушным теракт в Волгограде, разрушительное наводнение в Венеции, страшное цунами в Тайланде, землетрясение в Японии и другие трагические происшествия за последние два десятилетия.
Концерт в Южной Осетии в этом ряду выделяется особо, поскольку маэстро Гергиев, проявив незаурядное личное мужество, фактически бросил вызов пропагандисткой кампании по искажению объективной информации в освещении событий августа 2008 года.
Для этого потребовалось не только изменить планы самого маэстро, прервавшему выступления с Лондонским симфоническим оркестром в Великобритании, но и изменить маршрут Симфонического оркестра Мариинского театра, который должен был выступить на Эдинбургском фестивале.

Тогда, 14 лет назад, четыре самолета доставили из Петербурга во Владикавказ 140 тонн декораций и 60 музыкантов, затем они были переброшены на грузовом автотранспорте в Цхинвал. Большая работа была проделана саперами, которые очистили место проведения концерта от неразорвавшихся боеприпасов и осколков.

Исторические параллели от западной прессы

Выступление среди еще не остывших руин разрушенного Цхинвала для Гергиева было продиктовано стремлением выразить поддержку пострадавшим землякам и остановить вакханалию лжи, помочь в установлении мира на осетинской земле.
«Я очень много думал о том, как сделать, чтобы в республику пришел долгожданный мир. И мы надеемся, что сейчас люди узнают правду о событиях, произошедших 7-8 августа. В первые дни войны по сообщениям в СМИ Германии, Великобритании и Швейцарии складывалось впечатление, что только русские направили танки, а грузины в этом конфликте – пострадавшая сторона. И как будто не было стремления стереть Цхинвал с лица земли», – отметил маэстро Гергиев по приезде в Южную Осетию.
Позднее, комментируя эффект от своего выступления в Цхинвале, он подчеркнул, что концерт Мариинки на лестницах перед сгоревшим зданием парламента республики многим открыл глаза на то, что произошло в Южной Осетии, и заставил задуматься о тех страданиях, которые пережил осетинский народ.

«После концерта я заметил, что многие европейцы и даже некоторые американцы пытались выяснить, что произошло на самом деле. Люди, которые рассчитывали, что их акции пройдут незаметно и останутся безнаказанными, просчитались», – заявил Валерий Гергиев.
Нервная реакция ведущих западных СМИ на концерт Мариинки в Цхинвале стала подтверждением слов маэстро. Некоторые публикации поражали своей откровенной бредовостью. К примеру, британская «Таймс» утверждала, что «дав концерт в честь завоевания, он (Гергиев) превратил музыку в инструмент российской внешней политики».

Критику со стороны «Нью-Йорк таймс» вызвал тот факт, что концерт в Южной Осетии «получил незаслуженно больше внимания в СМИ, чем концерт, прошедший в Эстонии в поддержку Грузии».

«Музыка и комментарии Гергиева были подобраны таким образом, чтобы похвалить Россию и обвинить Грузию во всех проблемах», – утверждалось в одной из публикаций в этом американском издании.
Английская «Гардиан» усмотрела подвох и в выборе симфоний для концерта. «Шостакович представил свою симфонию в Ленинграде во время Второй мировой войны, когда нацисты пытались захватить город. В этот раз было ясно, что в роли нацистов выступают грузины, которые пошли на штурм Цхинвала в начале месяца», – отмечал автор статьи.
Впрочем, надо признать, что подобные параллели в случае с агрессией Грузии против Южной Осетии более чем обоснованы и уместны. Определенный символизм можно отметить, в частности, относительно Седьмой симфонии Шостаковича, посвященной блокадному Ленинграду. Ее знаменитый композитор сыграл 9 августа 1942 года, то есть в день, когда германское командование в очередной раз планировало взять штурмом северную столицу. Но Ленинград вновь устоял, как и Цхинвал в 2008 году.

«Вам – живым и погибшим. Тебе – Южная Осетия»

Под баннерами с такой надписью 21 августа 2008 года перед руинами здания Парламента Южной Осетии предстала Мариинка. Помнится, прежде чем начать концерт, маэстро обратился к собравшимся с проникновенной речью на русском и английском языках, где каждое слово было пронизано болью и состраданием к родному народу. На глазах благодарных слушателей – истерзанных цхинвальцев, уставших от крови, невольно наворачивались слезы, слезы горечи и надежды одновременно. Рядом с полуразрушенными, сожженными стенами здания парламента звучала первая часть Седьмой симфонии Шостаковича. Слушая эту музыку, трагическую, шокирующую, в памяти цхинвальцев с новой силой восставал весь ужас пережитого. На их лицах можно было увидеть внезапный прорыв захлестывающего потока чувств, в котором проглядывался неудержимый крик боли, растерянность и ужас, охвативший жителей Южной Осетии в ночь с 7 на 8 августа. Сознание и душу раздирало смятение. И в эти мгновения только музыка была единственной надеждой и опорой слушателей. Она словно отвечала на вопросы уставших от боли людей. Может ли правда победить зло? Судорожно порывистая главная партия, в растерянности разбрасывая «свои мотивы» по разным регистрам и тембрам, настраивала на мучительные вопросы. Когда настанет конец грузинской агрессии?.. Сколько еще бороться за свою независимость? Ответом на этот порожденный музыкой всплеск человеческих эмоций стала прозвучавшая следом Вторая часть Пятой симфонии Чайковского. Тихая, лирическая. Но лирика здесь была особая — ясная, лишенная надрыва. Слушая ее, каждый еще более уверовал в свободу и независимость своей родной Осетии и возвратился из ужаса войны в тихий дом свободы и мира.

Помнится, по окончании концерта маэстро дал короткое интервью нашей газете: «Простите, я еще под впечатлением увиденного здесь. Такого я не ожидал… Это кошмар… Это второй Сталинград… Беслан и Цхинвал… — два трагических момента в жизни моего народа. Я глубоко разделяю вашу боль, равно как и все приехавшие со мной коллеги. Произошедшая трагедия еще более уверяет меня в том, что спасение нашего народа только в сплочении, только так мы сможем добиться поставленной цели и долгожданной свободы. Я с вами, мои дорогие цхинвальцы».

Этот концерт четырнадцатилетней давности действительно не просто дал новую надежду обескровленному народу, он стал предвестником признания независимости Республики и будущего мирного возрождения Южной Осетии. А та самая лестница, на которой в ту незабываемую ночь в Цхинвале мерцали поминальные свечи, стала называться «Гергиевской лестницей».
Что касается маэстро Гергиева, то он и дальше продолжил демонстрировать высокое искусство в сочетании с личным гражданским мужеством. Мужество миротворца, не боящегося доносить слова правды, даже если они не воспринимаются международным сообществом. Не случайно с началом спецоперации российской армии на Украине в западных странах началась кампания против Гергиева. Видимо, опасаясь увидеть в его исполнении нечто похожее на цхинвальский и пальмирский концерт, руководство нескольких европейских театров разорвали сотрудничество с маэстро. В их числе Мюнхенская и Гамбургская филармонии, Баварская опера, а также ряд других мировых оперных театров.

Алла ГЕРГАУЛОВА