6 сентября в возрасте 88 лет скончался Жан-Поль Бельмондо. На первых порах он часто играл антисоциальных типов, которым чужда сентиментальность, однако завоевать зрительские сердца ему это нисколько не помешало. По-настоящему обессмертила его роль молодого гангстера в программном фильме Жан-Люка Годара “На последнем дыхании” (1960).
Циничное мировоззрение и отстраненность его героя идеально отразили настроения молодежи того времени, что сделало его иконой. Его сломанный нос словно бы насмехался над рафинированной красотой таких звезд, как Ален Делон, и придавал Жан-Полю уникальное мужественное обаяние. Правда, обзавелся он этой фирменной чертой не в свою бытность боксером-любителем, как можно было бы предположить, а во время потасовки в школьном дворе. Видимо, бодрый бунтарский дух пылал в нем с юных лет.
Во Франции, конечно, были в восторге от Бельмондо. Жан Габен, с которым ассоциируется поэтический реализм – другое важное направление во французском кино, видел в нем своего преемника. Общественность воспринимала его как местного Джеймса Дина (с щепоткой Марлона Брандо и налетом Хамфри Богарта).
Все изменилось в 1963 году, когда Жан-Поль снялся в “Человеке из Рио”, шпионском триллере в духе Джеймса Бонда для бедных. Неожиданно для самого себя Бельмондо безумно понравилось играть в коммерческом кино. Изображать непокорного бунтаря к тому моменту он уже подустал, а непомерно глубокомысленные картины он всегда находил скучными.
В целом же Бельмондо бросил все силы на работу в зрительском кино: боевиках, триллерах, комедиях и приключенческих аферах. В 1960-е годы актер дальновидно создал собственную производственную компанию. Это позволило ему самому продюсировать картины, в которых он хотел сняться. Критики, разумеется, страшно негодовали: обвиняли лицедея в продажности и горевали о временах, когда Бельмондо сотрудничал с настоящими художниками. Самого Бебеля (баловня судьбы, как исполнителя называли на родине) подобные обесценивающие разговоры всегда раздражали. Он верил, что публика ждет от него именно жанровых картин. К тому же, по его признаниям, он сам получал несказанное удовольствие от процесса.
В приключенческих картинах Бельмондо самостоятельно выполнял все трюки, чем несказанно гордился. В 1985 году на съемках “Ограбления” он все-таки получил серьезную травму, после чего решил оставить столь опасные затеи ребятам помоложе.
Несмотря на всю славу, в Голливуд Бельмондо так и не попал. Причем по весьма прозаичной причине: он так и не удосужился выучить язык хотя бы до ломаного уровня Арнольда Шварценеггера или Джеки Чана. Вместо этого он делал фильмы наподобие американских во Франции. Например, “Борсалино” (1970) с Аленом Делоном.
Актерский стиль у Бельмондо был своеобразный. К профессии он относился расслабленно и равнодушно. Он не читал сценарии заранее, не утруждал себя работой над ролью, не предлагал режиссерам никаких трактовок, не вдавался в рефлексию. Ему в принципе претила претенциозность в кинематографической среде. Впрочем, все это не мешало Бельмондо сохранять фактурность и органичность на экране. В 1989 году он, наконец, получил премию “Сезар”, французский аналог “Оскара”, за роль в фильме Клода Лелуша “Баловень судьбы”.
С возрастом Бельмондо снимался все реже, особенно после инсульта, но все же продолжал это делать вплоть до 75 лет. Любители кино будут помнить его не по одному фильму.