/Две знаковые фигуры: чарующая музыка Галати и проникновенные строки Коста впервые в анимационном фильме

Две знаковые фигуры: чарующая музыка Галати и проникновенные строки Коста впервые в анимационном фильме

Известный режиссер анимационного кино Алексей Караев посетил Южную Осетию, где состоялся показ фильма «Привычка», а также он совместно с организаторами Фонда культуры им. Аслан-Гирея (Бориса) Галати — Лианой Гаглойтэ и Андреем Габараевым дал пресс-конференцию и рассказал, что его побудило снять анимационный фильм на основе творчества двух крупных фигур осетинской культуры — Коста Хетагурова и Бориса Галаева.

Сегодня мир мультипликации населяют необыкновенные персонажи. Но если для детского сознания все они понятны и любимы, равно как и метаморфозы, происходящие с героями мультиков, то для взрослого человека все это пока не до конца понятно. Т.е. причудливый образ современных мультипликационных героев взрослый человек, можно сказать, не принимает. А тут мы имеем дело с мультипликацией, в которой художник сумел покорить чудом простоты, чудом соединившим изображение, музыку и поэзию.
Еще перед составлением сценария Алексей Караев не мог понять, за что именно зацепиться. Он рассказал, что на пустом бумажном листе сделал два столбика и начал писать с одной стороны отрицательные качества, с другой – положительные, в надежде, что в душе что-то перевернется и появится вдохновение.
«Лиана Гаглойтэ спросила меня, читал ли я произведение Коста Хетагурова «Привычка»? Прочитал, прочувствовал сюжет, заинтересовался… Одним словом, идею к фильму мне дал Коста, а моя идея была в том, чтобы сделать по мотивам стихотворения фильм. А после знакомства с творчеством Бориса Галаева меня поразил огромный музыкальный материал, и особенно исполнения песен гор народными певцами. В любом анимационном фильме музыка играет огромную роль, и, зацепившись за музыкальное оформление я начал разрабатывать сюжет и находить эпизоды, в которых проявляется характер моего героя. Параллельно искал персонажей, живые образы. И в этом деле, как говорят осетины, мне помог Святой Уастырджи, и случайно попал на выставку, посвященную Кавказу, где и увидел своего героя – портрет абхазца. И тогда я решил сделать реалистичный фильм», — подчеркнул Караев.
В работе ему помогали еще и пять человек, с которыми они искали «выразительные лица» для фильма. В это время в Цхинвале находился Андрей Габараев, которого Караев попросил фотографировать знакомых и показывать ему их лица. «Он активно выполнял эту работу. Большая работа была проделана и в плане подбора национальных костюмов. Кстати один из моих героев согласился сфотографироваться в разных ракурсах – Марат Багаев. Для фотографий использовали специальную программу, которая позволяет сделать мимику, разные выражения лица и т.д. В фильме у нас все живые люди, ныне здравствующие. А в озвучке сыграли местные осетины (Екатеринбурга), великолепно выполнившие свои роли. Музыку записал известный осетинский композитор Мурат Плиев, и сам же его исполнил. Оригинал звучаний мы взяли из архива Галати», — рассказал режиссер.

Осетинские корни и аншлаг фильма
Предки Алексея Караева – выходцы из Осетии, и потому он прекрасно знаком с традициями и обычаями осетин. На вопрос, кем он больше себя ощущает – осетином или русским, он не дал однозначного ответа, так как, по его словам, в его крови четыре национальности — осетинская, русская, немецкая и украинская. «Я родился в Свердловске, у меня сохранился большой семейный архив и каждый раз интересовался историей жизни моих предков. На Урале работает осетинское общество, с которым у меня теплые отношения, и потому, наверное, у меня не случайно появилась идея создания анимационного фильма на осетинскую тематику», — пояснил режиссер.
По словам режиссера, премьера анимационного фильма в Екатеринбурге собрала большое количество любителей мульт-фильмов, второй раз показ прошел на фестивале в Москве. А на днях фильм показали во Владикавказе, где он прошел с аншлагом. На просмотр пришли не только представители культуры, искусства и общественности, но и фамилии Караевых.
В продолжение темы Лиана Гаглойтэ отметила, что на творческом вечере во Владикавказе гости мероприятия познакомились с выставкой графических работ Караева по фильму «Привычка» и с выставкой-наследием первого осетинского композитора, автора первых крупных форм осетинской музыки — в музыкальной драме, оперетте, киномузыке. «Для ценителей искусства осетинские народные песни и мелодии в исполнении народного хора Ногира и оркестра народных инструментов республиканского колледжа культуры РСО-А, стали неожиданным источником вдохновения», — сказала она.
Гаглойтэ добавила, что организаторами мероприятия выступили — культурно-патриотический фонд «Центр «Содействие», фонд культуры имени Аслан-Ги-рея Галати, Северо-Осетинское отделение Союза кинематографистов РФ, Национальная научная библиотека РСО-Алания.

Биография режиссера
Алексей Караев, режиссер анимационного кино из Екатеринбурга, профессор кафедры графики и анимации Уральского архитектурно-художественного университета, представитель известного осетинского рода Караевых из с. Кадгарон. Караев — обладатель многих призов международных фестивалей анимации, автор известных и любимых несколькими поколениями зрителей мультфильмов «Лихой капитан», «Кот в колпаке», «Жильцы старого дома», «Добро пожаловать!» и другие. Автор большого количества анимационных фильмов, лауреат Государственной Премии РФ, в представляемом фильме впервые обратился к осетинской тематике. Анимационный фильм создан по стихотворению Коста Хетагурова «Привычка». Иронично-комичный сюжет хетагуровского стихотворения режиссеры дополнили забавными коллизиями из легендарных музыкально-этнографических экспедиций 20-х годов прошлого века композитора Бориса Галаева. Фильм «Привычка» вместе с двумя новыми фильмами о композиторе Борисе Галаеве представлен в Москве и Екатеринбурге в рамках фестиваля «Урал-Кавказ: связующие нити. Осетинские параллели».
По словам Караева, ему было не сложно брать крупных фигур осетинской культуры -Хетагурова и Галаева за основу анимационного фильма. «Но вряд ли когда-нибудь возьмусь за реализацию Нартского эпоса, хотя за Шекспира «замахнулся». Просто так ничего не делается, и прежде чем создать фильм на основе Нартского эпоса, надо пожить в Осетии, прочувствовать каждый эпизод. Не бывает так — захотел и сделал. Например, я много лет хочу снять фильм о своей семье, но пока не удалось его реализовать», — признался он.
В 2019 году Алексей Караев приехал в Южную Осетию, и провел мастер-класс по созданию мультфильмов для учащихся Лицея искусств. И потому, показ фильма в Южной Осетии прошел именно в Лицее искусств.
В Осетии Алексей Караев побывал в родовом селе, посмотрел фамильные башни и глубже познакомился с историческим прошлым своей фамилии.
«Я забрал камушки из своего села и обязательно в Екатеринбурге положу их на могилу дедушки», — сказал режиссер.

А. СИУКАЕВА