Один неосмотрительный шаг может оказаться роковым
Гражданам нужно проявлять бдительность на дорогах Цхинвала, причем не только на проезжей части, но и на тротуарах, где нетрудно провалиться в канализационный колодец или получить травму из-за просевшей местами плитки. Этакие «ловушки» встречаются почти на всех отремонтированных улицах нашего города.
Казалось бы, масштабная модернизация улично-дорожной сети Цхинвала должна обеспечить комфортное передвижение автомобилистов и пешеходов. Заасфальтированные дороги и обустроенные тротуары существенно облегчили этот процесс, в целом улучшилось состояние городской среды. Во всяком случае, пыли стало меньше, улицы не утопают в грязи. Вот только никак не получается обойтись без ложки дегтя в бочке меда.
Дорожные строители не всегда качественно выполняют работы. На вновь отремонтированных городских магистралях выявляются разного рода дефекты: местами асфальтовое полотно провалилось, а где-то крышки колодезных люков установлены неправильно, выше или ниже поверхности земли. Дорожные «сюрпризы» не только создают неудобства автодвижению, они значительно повышают риск возникновения аварийных ситуаций.
Страдают и пешеходы. То, как выглядят тротуары на некоторых цхинвальских улицах, не поддается разумному объяснению. Скорее напоминают крутую армейскую полосу препятствий, нежели безопасные пешеходные дорожки. «Заигравшая» брусчатка уже не удивляет. Встречаются каверзы похлеще. Надо обладать недюжинной внимательностью, все время смотреть под ноги, иначе велик риск оказаться с переломами на больничной койке. И это будет не самый печальный итог.
На одних улицах тротуары сделаны со спусками и подъемами, на других посередине выступают неуклюже поставленные колодцы без крышек, некоторые прикрыты жестянками, подручными материалами, другие открыты и засоряются. В них прохожие бросают обертки от мороженного, окурки и прочий мелкий мусор, видимо, посчитав эти конструкции урнами.
Вызывают опасения и обычные смотровые колодцы. На пешеходных зонах на них устанавливают непрочные пластиковые крышки. Они прогибаются и ломаются. Один неосторожный шаг может оказаться роковым.
Министр строительства Эдуард Дзагоев на одной из своих пресс-конференций посетовал, что на тротуары въезжают камазы, под тяжестью которых крышки люков ломаются. Странное объяснение! На тротуары могут заезжать хоть танки или другая тяжелая техника, если потребуется. Нужно ставить металлические крышки, а не хрупкие пластиковые, которые даже от мороза лопаются. Сетования на большегрузный транспорт безосновательны. На ремонт улиц выделяются многомилионные суммы, и негоже экономить на люках, покупая дешевый и непрочный материал.
Кстати, на проезжей части ставят чугунные люки, но и с ними подвох. Они стучат под колесами автомобилей, нарушая тишину жильцов окружающих домов, шум слышен даже на верхних этажах многоквартирных корпусов. Никто из компетентных лиц не может внятно объяснить такие чудачества. То ли неправильно устанавливают люки, то ли они бракованные… Те, что ставили в советское время, подобные фортели не выкидывали. Что сейчас не так? Люди подкладывают под крышки резины, чтобы хоть как-то устранить раздражающий шум. Порядком надоели и скрипящие решетки ливневок, установленные на многих городских улицах.
Немалую опасность представляют торчащие из земли трубы, встречающиеся на тротуарах. В свое время они служили опорой для воздушных газопроводов и других устройств. Трубы были неаккуратно подрезаны во время ремонтных работ, выступают над уровнем земли и могут подставить подножку прохожему. Некоторые едва заметны, нужно хорошее зрение, иначе не разглядеть подставу на пути.
Хорошо, хоть городские улицы освещаются в темное время суток. Но, если выключится свет, а это в Цхинвале случается нередко, передвигаться по дорогам станет совсем небезопасно. Да и днем краткая потеря внимания способна обернуться нежелательными для здоровья и жизни последствиями. Особенно в зимние месяцы, когда выпавший снег может замаскировать ямки и другие «ловушки». Очень опасны те же люки со сломанными крышками.
Подрядные организации несут гарантийные обязательства. В течение двух лет обязаны устранять недоработки, но чаще всего оставляют их без внимания. На некоторых улицах уже после первой зимы появляются дефекты. Проходит не один год, а недоделки остаются. Контролирующим органам следует тщательно проверять качество проводимых строительно-ремонтных работ, а Минстрою (заказчик) – следить за исполнением подрядчиками договорных обязательств.
Благодаря финансовой поддержке России мы имеем уникальную возможность развивать городскую транспортную инфраструктуру. Но надо понимать, на благоустройство улиц не всегда будут отпускать сотни миллионов рублей. Поэтому важно максимально эффективно использовать выделяемые средства, строить качественно, чтобы отремонтированные дороги прослужили как можно дольше. Необходимо продумывать каждую мелочь, ведь именно из деталей складывается комфорт.
А.БАГАЕВ