Южная Осетия известна своими воинскими и трудовыми подвигами в годы Великой Отечественной войны. 8 июля 1944 года в газете «Правда» в приветственной телеграмме отмечалось: «Сыны осетинского народа в борьбе с гитлеровскими захватчиками показали образцы героизма и мужества. И сейчас, когда пробил час решающих битв, храбрые осетины показали миру, что они способны творить чудеса отваги во имя независимости».
Однако не менее важен экономический вклад республики в приближение Великой Победы. Уже 23 июня 1941 года власти Южной Осетии, с одобрения высшего советского руководства, распорядились о создании в нашем регионе крупной военно-тыловой базы СССР. А в конце июня 1941-го Южная Осетия стала одной из основных тыловых баз. Кроме того, здесь обрели приют, лечение, питание и работу свыше 20 тысяч советских граждан, эвакуированных в 1941-1942 гг. из временно оккупированных районов и с прифронтовой полосы. При этом железная дорога Сталинир (с 1962 г. – Цхинвал) – Гори (Грузия) в 33 км и автотрасса Сталинир – Джава – Бурон –Дзауджикау (Северная Осетия) в 180 км стали важнейшими артериями снабжения советских войск на Северном Кавказе – в том числе грузами, поступающими от западных союзников по коридору Иран-Закавказье.
Однако эти факты долгое время в СССР «замалчивались» – в основном благодаря политике руководства Грузинской ССР, в составе которой до конца 1980-х находилась (в статусе автономной области) Южная Осетия…
В то же время в Южной Осетии с августа 1941-го по февраль 1944 года было организовано свыше 20 новых предприятий, выпускавших гражданскую и оборонную продукцию; расширилась площадь сельхозземель; увеличилось производство продуктов лесопереработки и животноводства. Точнее, именно в тот период начался новый этап индустриализации местной экономики.
С приближением линии фронта в сентябре 1942 г. к Юго-Осетинс-кой Автономной области на оборону сопредельных с Северным Кавказом северных районов автономии, а также и на борьбу с диверсантами были выделены значительные военные силы. А 15 сентября 1942 года в Сталинире и по всей ЮОАО было объявлено военное положение. Но тыловая база из региона эвакуирована не была, а вторгнуться в пределы Южной Осетии агрессорам не удалось – благодаря мужеству и стойкости советских войск, в составе которых на этом участке фронта были сотни жителей Южной Осетии.
Малоизвестный факт
Малоизвестный факт, подтверждающий значимость югоосетинской экономической базы: в начале октября 1942 г. из Ленингорского района ЮОАО был начат перегон мелкого рогатого скота на зимние пастбища – в район Кизляра (Центральный Дагестан), на расстояние почти в 350 км. Всего было отогнано 20980 голов. Скот перегоняли 500 южноосетинских и дагестанских пастухов. Попытки диверсий на этом маршруте провалились, а естественные потери перегоняемого скота не превысили 10 %.
К 1943 году в Юго-Юсетинской автономной области существовало налаженное тыловое производство. К примеру, предприятия лесной промышленности области перешли на распиловку местной буковой древесины, необходимой в самолетостроении: за первые два года войны заготовки этой древесины возросли в 27 раз.
В Сталинире изготовлялись также деревянные детали стрелкового оружия, штабная мебель и смежная продукция. Вдобавок ЮОАО поставляла для фронта ряд металлодеталей для стрелкового оружия, печи для фронтовых землянок, как и, например, одежду, конскую упряжь, сёдла. Для нужд военных госпиталей в ЮОАО и соседних районах Грузии была оперативно была налажена добыча южноосетинского Кемультского гипса.
Фонд обороны
В 1942-1943 гг. в Фонд обороны трудящимися Южной Осетии было направлено свыше 400 тыс. рублей деньгами и облигациями и, в частности, свыше 500 тонн зерна, 20 тонн картофеля, 700 голов крупного и мелкого рогатого скота, 200 тонн сыра, до 60 тонн местной целебной воды, до 35 тонн плодоовощной продукции.
Крестьяне отчисляли в Фонд обороны свои трудодни; 18 млн. рублей из личных сбережений внесли трудящиеся ЮОАО на строитель-ство танковой колонны и эскадрильи.
Даже дети-пионеры вносили средства на создание зенитной батареи им. Зои Космодемьянской. Кроме того, на фронт отправлялись многочисленные посылки с теплой одеждой, продуктами питания, перевязочными средствами, лекарственными травами.
И все военные годы, подчеркнем, бесперебойно работали железная дорога Сталинири – Гори и автотрасса Сталинир – Дзауджикау.
Еще малоизвестный, очень характерный факт: после известного футбольного матча в оккупированном Киеве между киевскими и немецкими футболистами (16 августа 1942 г.) спортсмены и ветераны спорта ЮОАО организовали сбор средств для семей расстрелянных киевских спортсменов. Всего было собрано свыше 70 тыс. рублей.
Вышеупомянутые и другие факты свидетельствуют о стратегической роли югоосетинского тыла в годы войны, закрывают одно из многочисленных пока еще «белых пятен» в истории Великой Победы над фашизмом.
Использованы материалы И.Н. Цховребова «Южная Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»