Власти Грузии, громко декларируя стремление к разрядке отношений с Россией и дальнейшему развитию торгово-экономических связей, тем временем предпринимают шаги, могущие вновь поставить безопасность в Кавказском регионе под угрозу. Речь, прежде всего, идет о продолжающейся интеграции в североатлантические структуры и увеличении присутствия альянса на территории Грузии.
Ярким проявлением этого процесса стали боевые машины пехоты армии США. 4-5 мая в Грузию прибыли 14 БМП «Брэдли», машины по обеспечению логистики и специальное снаряжение армии США для участия в совместных учениях с грузинской армией «Noble Partner» в Вазиани, которые начались 11 мая. Кроме того, в Грузию на учения прибыло несколько сотен американских военнослужащих – рота механизированной пехоты и рота десантников.
Тот факт, что переброска американских войск состоялась в канун празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, видимо, не совсем случаен. Не исключено, что в Пентагоне решили добавить свою «ложку дегтя» в этот праздник, продемонстрировав присутствие американских военных в такой чувствительной для российских интересов зоне, как Грузия.
Заместитель министра обороны США по вопросам отношений с Россией, Украиной и Евразией Эвелин Фаркас, ранее побывавшая в Тбилиси, назвала эти маневры «самыми активными учениями, которые США когда-либо проводили вместе с Грузией». Раньше грузино-американские военные учения проходили лишь в командно-штабном формате – без применения военной техники. Официальной целью учений объявлено сближение грузинских вооружённых сил с силами быстрого реагирования НАТО, а также повышение готовности участия в будущих операциях и учениях НАТО.
На фоне внутренних неурядиц и нарастания противоречий как внутри правящей коалиции «Грузинская мечта», так и в грузинской политической элите в целом, линия на дальнейшее сближение с ЕС и НАТО продолжает оставаться последовательной. 7 мая правительство Грузии представило на рассмотрение парламента свою обновленную программу «Для сильной, демократической и единой Грузии». «Главные задачи внешней политики Грузии: укрепление безопасности и суверенитета страны и восстановление территориальной целостности, в том числе продолжение политики непризнания независимости оккупированных регионов», – говорится в тексте программы.
Весна 2015 года ознаменовалась наращиванием активности в контактах руководства Грузии по линии сотрудничества с НАТО и ЕС. 11 мая в ходе визита в Брюссель президента Грузии Георгия Маргвелашвили состоялась его встреча с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом.
Поддержка Грузии в военных вопросах обсуждалась и на встрече нового министра обороны Грузии Тины Хидашели с главой группы безопасности и справедливости Великобритании Дэвидом Кларком и военным атташе Великобритании вице-полковником Нилом Вилкесом. Туманный Альбион давно играет особую роль в деле милитаризации Грузии и, судя по всему, не собирается нарушать традиции своей кавказской политики.
Кроме того, практически на каждой встрече в формате Грузия-НАТО в числе центральных вопросов значилась тема так называемых «оккупированных территорий».
Помимо военной составляющей Соединенные Штаты большое внимание уделяют другим сферам, в которых официальный Тбилиси может обслуживать интересы Запада. В частности, об этом шла речь в ходе заседания комиссии по стратегическому партнерству между двумя странами. Комиссия США – Грузия обсуждала двустороннее сотрудничество в экономике, энергобезопасность и диверсификацию энергопоставок, под которой США подразумевают сокращение поставок в регион из России. Американские представители заявили, что Грузия может стать региональным центром бизнеса и служить мостом между европейскими и азиатскими рынками. Учитывая интерес западных стран к реализации проекта ТАНАР – Трансанатолийского газопровода и ряду других проектов, направленных на снижение зависимости от российских энергоносителей, Грузии предстоит сыграть роль транзитной страны, обязанной обеспечить безопасность транспортных и энергетических коридоров, создаваемых в интересах Запада. В этой связи небезынтересны заявления М.Саакашвили в ходе его недавней встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым: «Мы должны осознавать, что, учитывая кризис на Украине, геополитическая стратегия в Европе меняется и Азербайджан играет решающую роль. В настоящее время в Европе осознают, что с точки зрения энергообеспечения они могут столкнуться с угрозой. Азербайджан решает не только энергетическую, но также стратегическую и геополитическую проблемы Европы». Поскольку Саакашвили является фигурой, спонсируемой и управляемой западными «ястребами», не исключено, что истинной целью его визита в Азербайджан была передача некоего послания со стороны этих кругов Ильхаму Алиеву, который за последние годы подвергается критике со стороны Запада за попытки вести нейтральную по отношению к России политику, не ввязываясь в антироссийский шабаш Запада.
Помимо наращивания сотрудничества Грузии с евроатлантическими структурами и перехода отношений на качественно новый формат взаимодействия, предпринимаются попытки по продвижению другого антироссийского проекта – военно-политического союза между Турцией, Грузией и Азербайджаном. В начале мая в Анкаре прошла встреча с участием министра обороны Азербайджана, генерал-полковника Закира Гасанова, начальника Генштаба турецких ВС, генерала армии Неждета Озела и начальника Генштаба грузинских ВС, генерал-майора Вахтанга Капанадзе. В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества в военной сфере между Баку, Анкарой и Тбилиси в трехстороннем формате, определения перед вооруженными силами задач в направлении обеспечения региональной безопасности.
Переговоры высокопоставленных военных трех стран и обсуждаемая тематика свидетельствуют о том, что Грузия, после прихода к власти «Грузинской мечты» несколько притормозившая свое участие в создании трехстороннего военно-политического союза с Анкарой и Баку, вновь активизирует контакты в этом направлении.
Новые импульсы отмечаются и касательно развития сотрудничества Грузии с Украиной и Молдовой.
Продолжение подобной политики как внутри страны, так и в сфере внешней политики может лишь создать новые проблемы для «Грузинской мечты», попытка во всем усидеть на двух стульях для «мечтателей» не увенчалась успехом, о чем свидетельствует снижение рейтинга коалиции до 36 процентов. Главная причина – невыполнение предвыборных обещаний и экономический кризис. Некоторое обновление правительства носит лишь косметический характер и не способно изменить общую картину провала политики «Мечты» во внутренней и внешней политике.
Новые назначения в правительстве Грузии, состоявшиеся в первой половине мая, вызвали очередной всплеск противоречий, но в итоге привели к усилению прозападного крыла во власти. Тина Хидашели, ставшая министром обороны, и Гигла Агулашвили – министром охраны окружающей среды, являются представителями Республиканской партии, которая считается в Грузии наиболее прозападной политической силой. По мнению ряда грузинских экспертов, в результате этих назначений Запад получил от грузинских властей четкий сигнал о неизменности внешнеполитического курса на интеграцию страны в НАТО и ЕС. Редкие заявления со стороны отдельных деятелей с призывом не становиться вновь «пушечным мясом» в политике Запада, сразу же тонут в дружном хоре сторонников сближения с западными структурами. Зато в отношениях с другими странами грузинские политики не очень стесняются. К тому же учитывая, что осложнение внутриполитической обстановки в Грузии традиционно сопровождается повышением градуса истеричности у представителей политбомонда этой страны, тем более весной, следует ожидать резких выпадов против соседних республик. Одним из проявлений этого «синдрома» стала реакция экспертных и официальных кругов Грузии на визит спикера югоосетинского парламента Анатолия Бибилова в Нагорный Карабах и его встреча с армянским коллегой Галустом Саакяном, состоявшиеся в начале мая. Достаточно невинная встреча вызвала в Грузии более чем неадекватную реакцию. Посол Армении был вызван в МИД Грузии, где ему выразили протест. Некоторые грузинские политологи назвали это событие крупнейшим поражением грузинской внешней политики за последнее время. По заявлению главы грузинского МИД Тамар Беручашвили, встреча спикера парламента Армении с «представителем марионеточного режима Цхинвали является очень плохой, знаковой и очень опасной тенденцией». В адрес официального Еревана сыпались обвинения чуть ли не в преступлении против Грузии.
В армянском парламенте сдержанно отмахнулись от истеричных обвинений со стороны Грузии. «Запрещать людям встречаться вообще – не думаю, что это разумно, если завтра кто-нибудь приедет с соболезнованиями хоть из Чечни, хоть из Азербайджана – откуда угодно – я с радостью его приму», – сказал глава фракции правящей Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян. В таком же духе высказался и спикер парламента Галуст Саакян.
Мнения же армянских СМИ и экспертных кругов разделились на два лагеря. Прозападные, либеральные медиа подвергли главу парламента Армении критике. Другие – припомнили Грузии ее антиармянские действия. В частности, касающиеся участия Тбилиси в военно-политическом союзе с Турцией и Азербайджаном, игнорирования геноцида армян в 2015 году и резкую оценку прошедших в Нагорном Карабахе парламентских выборов. Всплыл и вопрос об армянских церквях в Грузии, которые пытается присвоить грузинский патриархат.
Армянское аналитическое издание «Verelq» в свою очередь призвало власти Армении отказаться от политики по принципу «Как бы чего не вышло» в отношениях с Грузией. «Спикеру парламента Армении, который, в принципе, может встречаться когда угодно и с кем угодно, Тбилиси возбраняет общаться с законно избранным представителем Южной Осетии. А почему, собственно, армянская сторона должна отказываться от подобных встреч? Дабы не разозлить грузинского соседа, окунувшегося в «тёплые объятия» турок и азербайджанцев? Южные осетины не отправляли своего министра обороны на устроенный турками османский церемониал в годовщину битвы при Галлиполи. И хотя бы в силу этого их спикер Анатолий Бибилов заслуживает не только аудиенции в стенах армянского парламента, но и более демонстративных приёмов», – подчеркивается в статье.
Параллельно с официальной реакцией еще более грязную истерику продемонстрировали грузинские пользователи различных интернет-форумов и социальных сетей. Массово звучали призывы начать блокаду Армении, перекрыть газопровод и т.п. Однако в ответ на это кое-кто из армянских комментаторов прозрачно намекнул зарвавшимся грузинским «клавиатурным гинденбургам», что в случае необходимости армянская армия может выйти на границу с Южной Осетией, ликвидируя тем самым блокаду со стороны Грузии.
Действительно шантажируя Армению блокадой, Грузия рискует переоценить свои возможности. Армянская армия многими экспертами считается самой боеспособной среди вооруженных сил закавказских республик, чего не скажешь о грузинской. К тому же опыт прорыва блокады у нее имеется. В ходе войны с Азербайджаном Нагорный Карабах в течение почти трёх лет был отрезан от Армении. 17-18 мая 1992 года армией НКР была проведена операция по открытию стратегически важной дороги Шуша – Лачин – Забух. Взяв города Шуша и Лачин, армяне прорвали кольцо блокады, прорубив так называемый Лачинский коридор и связав НКР с основной территорией Армении. Министром обороны Карабаха в то время был никто иной как Серж Сагсян, нынешний президент Армении. Видимо, «весенний синдром» мешает грузинским «гинденбургам» детальнее изучить новейшую историю Закавказья.
С.ДЖУССОЕВ