«Представитель Пентагона в Министерстве обороны Армении – это лишь показатель внешнего управления, не более того. Стратегический интерес к Армении со стороны США отсутствует, наша страна воспринимается исключительно в качестве одного из орудий в противоборстве с Россией”, – заявил армянский политолог Армен Манвелян, который считает, что под внешнее управление США отошло не только Министерство обороны, но и МВД Армении.
Военные аналитики не обошли вниманием тот факт, что на открытии совместных армяно-американских военных учений (15-24 июля) с приветственными речами выступили только чрезвычайный и полномочный посол США Кристина Квинн и министр обороны Армении Сурен Папикян. Позже посол сделала трогательную запись о том, как приятно ей было встретить прибывших из Калифорнии военных армян, которые в ходе учений выполняли функции переводчиков. Ни один из высокопоставленных американских военных не выступил. Это обстоятельство стало еще одним доказательством того, что цель учений сугубо популистская, а не военная.
В публикациях последних месяцев армянское издание “Голос” неоднократно ссылалось на факты, свидетельствующие о серьезных двусторонних шагах по укреплению армяно-американского сотрудничества в годы правления второго и третьего президентов, о программе сотрудничества с НАТО, которая предусматривала модернизацию всей оборонной сферы Армении. Результатом политики взаимного дополнения стало активное участие страны в борьбе с международным терроризмом, причем как в партнерстве с НАТО, так и в формате ОДКБ. Сегодня в подтексте совместных военных учений присутствует только фактор противопоставления режима Пашиняна против России и ОДКБ.
Долгое время Армения сотрудничала с НАТО в сфере обеспечения международной безопасности, которое проявилось в участии армянских подразделений и специалистов в миротворческой деятельности в Косово и Ираке. Развитие взаимоотношений с США в сфере военно-политичес-кой и сугубо военной, способствовало повышению боеспособности армянских вооруженных сил и укладывалось в концепцию сбалансированной оборонной политики и оборонной доктрины Армении, разработанной при президенте Роберте Кочаряна и министре обороны Серже Саргсяне. Эти вопросы были отражены в стратегии национальной безопасности, утвержденной 7 февраля 2007 г. До 2018 г. Ереван проводил политику взаимовыгодного многовекторного сотрудничества, за 6 лет ей на смену пришла политика рабского подчинения внешнему управлению, когда западные игроки используют нашу страну в качестве “АнтиРоссии”.
Нынешние совместные учения – очередной шаг в сторону запада и выхода из ОДКБ, именно к этой цели сегодня подталкивают Пашиняна его западные кураторы, не предлагая взамен ничего. В свое время руководителям Армении удавалось совмещать сотрудничество с ОДКБ и НАТО для пользы страны, но режим Пашиняна на это не способен, а отсутствие соответствующих умений и навыков диктует политику рабской покорности и слепого выполнения всех директив.
Более 20 лет понадобилось руководству соседней Грузии, чтобы понять: Запад не может быть гарантом стабильности и мира на Южном Кавказе. Режим Пашиняна направлен на конфронтацию с РФ и нынешние совместные учения с США – самое наглядное тому подтверждение.
Армяно-американские военные учения – лишь крупица глобального противостояния России и Запада, при этом США ничего не предлагают Армении в обмен на выход из ОДКБ и ослабление армяно-российского стратегического сотрудничества. Начиная с мая 1992 г. (подписание Арменией совместного договора о безопасности) и до мая 2002 г. (создание ОДКБ) руководство Армении в деталях информировало своих граждан о целях и задачах системы коллективной безопасности и преимуществах вступления в ОДКБ. Речь шла о доступе к современным вооружениям по внутренним российским ценам, а вовсе не о том, что военные других стран-членов ОДКБ будут защищать границы Армении.
Поставки вооружений длились годами. А что США предлагают в обмен на прекращение членства в ОДКБ? Ничего. Пашиняну навязывают курс на разрыв отношений с РФ и вывод 102-й базы из Гюмри для ослабления военного присутствия РФ на Южном Кавказе.
Грузия не согласилась на роль Западного форпоста в регионе, но теперь эту роль активно примеряет на себя руководство Армении, при этом партия “Демократической платформы” требует от Пашиняна ускорить процесс выхода из ОДКБ и понимают, что в этом случае куратором Армении в качестве западного форпоста будет Турция. В роли форпоста Армения ничего не приобретет в плане безопасности, а потери будут невосполнимыми.
А. ДЖИОЕВ