Рост цен на нефтепродукты: в чем причина?

Возросшая стоимость нефтепродуктов в республике стала темой обсуждения на заседании парламентского Комитета по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству с участием членов Правительства, сообщает пресс-служба Парламента.
Председатель комитета Алан Техов поинтересовался причиной такого резкого скачка цен на ГСМ, а также спросил, какую работу ведет государство для разрешения ситуации.
Вице-премьер, министр экономического развития Дзамболат Тадтаев пояснил, что повысилась экспортная цена на нефтепродукты на нефте-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге, поэтому произошло подорожание ГСМ в Южной Осетии.
«Все ГСМ поступают к нам из РФ, формула ценообразования в самой республике не поменялась, нефтепродукты, направляемые в РЮО, освобождаются от 20% НДС, акциза и таможенной пошлины. Далее при ввозе товарной партии предприниматель уплачивает 10% ввозного НДС в таможенные органы Южной Осетии. В условиях, когда цены на бензин резко взлетели, Правительство Южной Осетии дало предпринимателям отсрочку на оплату налогов за август и сентябрь до первого квартала 2024 года, так как предприниматели сейчас уходят в убыток»,- пояснил Тадтаев.
Министр подчеркнул, что с января по август экспортные цены на бирже выросли на 261,8%.
По его словам, по котировкам августа закупочная стоимость АИ-92 для нефтебазы составляла 60 рублей 25 копеек.
«Себестоимость продукта без учета расходов самого предприятия составила 69 рублей 24 копейки. Если бы не соглашение о беспошлинной торговле, у нас сегодня нефтепродукты стоили бы заметно дороже», – подчеркнул министр.
Тадтаев отметил, что отрабатываются меры для разрешения этого вопроса.
«Правительство дало возможность предпринимателям отстрочить платеж за те операции, которые были произведены в августе и сентябре. До первого квартала 2024 года предприниматель может в заявительном порядке перенести оплату на следующий год. Это ввозной и реализационный НДС в размере 10%», – пояснил Тадтаев.
Министр отметил, что предупредить такие резкие скачки цен в республике возможно, если появятся большие объемы хранилищ у предпринимателей, в том числе у государственного предприятия. По его словам, в лице государственного предприятия в этом направлении работа ведется, однако из-за кассовых разрывов и финансового дефицита у самого предприятия приобрести в достаточном количестве нефтепродукты пока не представляется возможным.
Глава комитета порекомендовал назначить на нефтепродукты одинаковую цену и указать эту цену предпринимателям, реализующим нефтепродукты, с условием, что если они не будут придерживаться этой ценовой политики, то квоты на реализацию нефтепродуктов государство им больше не одобрит.
Министр экономики отметил, что острого дефицита нефтепродуктов в республике нет, заметив, что при этом практически все компании работают или по себестоимости, или в убыток, чтобы поддерживать население.
«Никто преднамеренно в республике стоимость по нефтепродуктам не повышает. Также осуществляется государственное регулирование цен нефтепродуктов. Мы отрабатываем эти вопросы. Были обращения и в Правительство РФ, в том числе переговоры с уполномоченными лицами в РФ проводил и Президент республики. В первую очередь мы решаем вопрос дефицита нефтепродуктов и ценообразования. Ни от одного чиновника в республике ценообразование не зависит. То, что зависело от нас в этом вопросе, мы сделали», – подчеркнул Тадтаев.
Дзамболат Тадтаев также пояснил, почему нефтебаза не отпускает продукт жителям республики.
«Нефтепродукты не отпускаются, потому что у нас идет предоплата по таким нефтепродуктам из государственных органов и предприятий, то есть свободного объема не бывает для того, чтобы дальше уже реализовать. Условно, когда нефтебаза завозит нефтепродукты, эти нефтепродукты бывают уже проданы, потому что за это госорганы оплачивают наперед и авансируют нефтебазу», – пояснил министр.
Депутат Арсен Квезеров отметил высокую цену на нефтепродукты, подчеркнув, что вопрос необходимо решить, потому что населению сложно покупать за такую цену бензин.
«Мы называем себя независимым государством и неужели не можем решить этот вопрос, будучи в таком статусе», – сказал Квезеров.
Алан Техов попросил министра экономики проработать вопрос снижения цен на нефтепродукты как можно быстрее, отметив, что Парламент также окажет всяческую помощь и поддержку в разрешении вопроса.