Раны войны: трагедия семьи Богиевых

Война августа 2008 года застала Эдуарда Богиева дома. Накануне, 7 августа, его выписали из больницы после операции по удалению аппендицита. Ему еще даже не сняли швы после операции. Будучи на больничном, он мог спокойно отлеживаться дома, или даже встать и уехать из республики. Однако верность моральным принципам и убеждениям, любовь к Родине и чувство патриотизма не дали герою нашего материала покинуть Южную Осетию. «Пятидневная война», как после назовут агрессию Грузии против Республики Южная Осетия, внесла свои коррективы в жизнь семьи Богиевых и оставила глубокий след в их судьбе.

Ушел, не попрощавшись

Эдуард Богиев начал службу в Министерстве обороны Южной Осетии в 2002 году. Принимал активное участие в отстаивании независимости РЮО. Его детство прошло в военные годы. Он прекрасно понимал, какую цену заплатил народ Южной Осетии для достижения своей исторической цели. Знает цену жизни и всегда готов встать на защиту интересов своей Родины.
«7 августа я был дома. В начале августа 2008 г. шли ожесточенные бои на подступах к городу. Я попал с приступом аппендицита в больницу, и выписали меня 7 числа. В ночь с 7 на 8 Цхинвал и окрестности подверглись массированному обстрелу из крупнокалиберных орудий. Заместителем командира нашего батальона тогда был Мельс Тедеев. Он позвонил мне рано утром 8 числа и сказал, что со стороны села Кусрет в город пытаются прорваться грузинские танки. На тот момент я был командиром противотанкового взвода. Я сразу выехал к нашему батальону, который располагался напротив «Водхоза». Застал там самого Мельса и еще двух военных», – рассказывает Богиев.
Эдик ушел из дома, никому ничего не сказав. Жена Лидия Кокоева даже не узнала, что ее супруг, еще не оправившись после операции, ушел воевать. Лидия могла только предположить, зная характер мужа, что Эдик вновь защищает рубежи Отечества. Они расстались, не попрощавшись. Тогда никто из супругов не мог и предположить, что 8 августа 2008 года они видятся в последний раз.

Не оставил боевого товарища

Позиции их батальона находились у села Квернет. Из «Водхоза» он вместе с двумя ребятами, которых застал в расположении, поехал к сослуживцам.
«Мы загрузили в машину необходимое оружие и двинулись в сторону Квернет. По пути посадили еще нескольких военных. Всего в машине было около семи человек. Через некоторое время по нам открыли огонь из крупнокалиберного оружия. Ребята моментально среагировали, выпрыгнули из машины и укрылись. Я после операции не мог быстро двигаться, с трудом вылез и медленно прополз к оврагу. Однако снаряд миномета меня настиг и на мгновение вырубился», – вспоминает Богиев.
Он не сразу пришел в сознание. По телу и лицу стекла теплая кровь. В ноге ощущал боль и тяжесть. Не мог понять, что произошло. Рядом с оврага поднимался дым, его же накрыло песком и землей. Эдик понял, что ранен и не может пошевелить ногу, не чувствовал ее.
«В памяти запечатлелся кадр, как прямо над нашей головой, на низком расстоянии пролетел самолет. Я уже истекал кровью, ребята обрадовались, решили, что это российские военные. Но оказалось, что это был истребитель грузин. Он будто нажал на тормоз, остановился прямо над нами и выпустил несколько ракет. Я подумал, что от города уже ничего не осталось. От боли снова потерял сознание. Водитель Нугзар Качмазов подбежал ко мне и потащил наверх, в сторону села Квернет», – говорит он.
Нугзар был невысокого роста и самым старшим из группы. Он не бросил раненного боевого товарища и буквально на себе донес до расположения югоосетинских бойцов. «Давай передохнем», – говорил ему Эдик. Но он отказывался, утверждал, что ждать нельзя, надо как можно быстрее дойти до наших ребят. Позиции их батальона тогда располагались над селом Кусрет.
Вроде были недалеко, но не могли идти по прямой, под шквальным огнем пробирались осторожно. Когда Эдик пытался вставать на ноги, чтобы Нугзару было легче, открывалось кровотечение. Он терял силы, но пытался держаться, чтобы не подвести друга. Приблизительно через час оказались в расположении сослуживцев.
«Ребята отвезли меня в больницу. Врачи оперативно, прямо в коридоре старой приемной прооперировали меня, остановили кровотечение и перевели в подвал. Я даже не помню врачей, которые мне помогли. Но перед их героизмом и мужеством можно только преклониться. Постепенно количество врачей и медработников становилось больше», – говорит он.
В подвале укрывались и жители прилегающих районов. По словам Богиева, медработники бегали по темным коридорам подвала больницы и пытались привести помещение в относительно нормальное состояние. Прикручивали лампочки, устанавливали кровати и т.д. Выполняли и мужскую работу. По геометрической прогрессии росло количество раненых.

Война унесла жизнь Лидии

Мобильная связь работала с перебоями и Эдик не смог связаться с семьей. Ничего не знал о судьбе жены и других родственников. 10 августа решил все же проведать семью. Однако дома он никого не застал. Само строение было разрушено, в огороде упал снаряд, и взрывная волна разрушила здание. Соседка сказала Эдику, что его жена уехала. Он очень удивился, такой поступок был несвойственен жене. Но на душе стало спокойнее, раз успела уехать, значит, все нормально.
Богиев пролежал в больнице до 10 августа. В тот день в Цхинвал приехали первые машины скорой помощи из Северной Осетии. Они забирали тяжелых больных во Владикавказ. В их числе оказался и Эдуард Богиев.
«Когда меня увозили на скорой во Владикавказ, в поселке Дзау увидел из окна машины родственника. Остановил машину скорой чуть ли не силой. Водитель отказывался останавливаться, ссылаясь на то, что он должен как можно быстрее доставить больного в медучреждение. Родственник, увидев меня, прослезился», – вспоминает он.
На его вопрос, что произошло, он плакал и молчал. Эдик сразу понял, произошло непоправимое. Мужчина после долгой паузы промолвил: Лидия…
Это новость выбила Эдика из колеи. В голове прокрутились последние события. Вроде соседка сказала, что жена уехала. Где она погибла? «Выяснилось, что моя жена и еще два человека погибли в подвале соседа. Соседка знала о трагедии, но не сказала мне, когда я пришел домой», – отметил Эдик.
Богиеву должны были сделать еще одну операцию на ноге. Но он отказался уезжать, узнав о гибели жены. Позже руководство Южной Осетии вновь отправляло раненых на лечение. В их числе был и Эдик. В Национальном медицинском исследовательском центре хирургии им. А.В. Вишневского ему сказали, что он опоздал, нужно было провести очередную операцию сразу после ранения.
«Вы упустил сроки», – сказали российские врачи.
По сей день нога не работает полноценно. Хирурги-травмато-логи приложили максимум усилий, провели несколько комплексов разных исследований и лечений, благодаря чему сегодня мне легче ходить. Однако чувствительность ноге не вернули».
Эдик Богиев был ранен в ногу и в глаз. Ранения оказались серьезными. Ему оказали первую помощь в югоосетинской больнице, дальше он перенес несколько операций в российских клиниках. Но он благодарен югоосетинским врачам за проведённое лечение. Врачи работали в нечеловеческих условиях. Однако оперативно оказывали всю необходимую медпомощь раненым. Постепенно количество раненых увеличивалось. Они уже не вмещались в одном помещении, и работники больницы начали приводить в порядок другие подвальные помещения.
«Глаз мне зашивали во Владикавказском офтальмологическом центре. На этом настояли родственники, когда еще готовились к похоронам жены», – подчеркнул он.

Человек жив, пока о нем помнят

По его словам, и сегодня, благодаря усилиям Фонда поддержки раненых, ставших инвалидами в ходе боевых дей-ствий на территории Южной Осетии с 1989 по 2008 год и руководства страны, его не раз направляли на санаторно-курортное лечение.
Эдуард Богиев – защитник Отечества. В 2004 году он вместе с другими ребятами Южной Осетии принимал активное участие в отстаивании агрессии. Потерял много друзей и сослуживцев, в 2008 году погиб его друг Гарик Губиев. Для него гибель друзей – это личная трагедия. Он помнит каждого и хранит память о них глубоко в сердце. Как говорится: «Человек жив, пока о нем помнят».
Раны войны и по сей день дают о себе знать. И это касается не только ноги. Осколки прошлого разбросаны по всему телу и не дают Эдику забыть о тяжелых днях грузинской агрессии и трагедии семьи.
За проявленный героизм и мужество в отстаивании независимости Республики Южная Осетия Эдуард Богиев награжден государственными и ведомственными наградами РЮО.

Алена ДЖИОТЫ