Прокрустово ложе евроинтеграции

Последние недели на постсоветском пространстве прошли под флагом саммита «Восточного партнерства», состоявшегося в Вильнюсе. Программа ЕС «Восточное партнерство», утвержденная в 2009 году и охватывающая 6 государств бывшего СССР – Украину, Белоруссию, Молдову, Грузию, Армению и Азербайджан, дает свои первые плоды. Впрочем, как показал саммит, плоды оказались весьма скромными и к тому же весьма скандальными. Из государств, которые должны были технически парафировать, то есть предварительно подписать соглашение об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом, в конечном итоге до Вильнюса «добрались» лишь самые проблемные – Молдова и Грузия, которые с помощью еврорычагов рассчитывают подчинить давно уже отколовшиеся республики. Этот фактор придавал дополнительный стимул их стремлению к евроинтеграции.

По словам нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили, «соглашение об ассоциации и дальнейшие шаги к Европе – путь, через который, уверены, мы решим проблемные вопросы с Абхазией и Южной Осетией. Мы хотим привлечь людей, проживающих в этих регионах, в успешную, демократическую Грузию. Мы верим, что существует множество аргументов, которые мы можем предложить нашим соотечественникам из Абхазии и Южной Осетии».

О своем намерении вовлекать Южную Осетию и Абхазию в совместные экономические проекты после подписания Грузией соглашения об ассоциации ранее уже заявляли представители ЕС.

Собственно, все процедуры подписания соглашения об ассоциации будут завершены в сентябре 2014 года, но, видимо, к тому времени ряд экономических проектов в отношении РЮО и Абхазии уже начнут реализовываться. Последнее препятствие на этом пути – Михаил Саакашвили – ушел с политического Олимпа, и «мечтатели» получили полную свободу рук.

Как и следовало ожидать, евроинтеграция будет иметь и силовую составляющую. В пятницу в Вильнюсе также было подписано рамочное соглашение об участии Грузии в операциях ЕС по управлению кризисными ситуациями. Грузия уже приглашена на участие в гражданских и военных миссиях ЕС, в том числе в морских миссиях в странах Африки. Таким образом, Грузия получит очередную возможность повышать боеспособность своих войск, прежде всего спецподразделений, на деньги Евросоюза.

Одновременно с процессом подписания соглашения об ассоциации Грузии и Молдовы началась реинкарнация давно умершего призрака – ГУАМ (свое имя организация получила по первым буквам государств, вошедших в ее состав – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы). Данная международная организация было создана в свое время для противодействия влиянию России в конфликтных зонах на постсоветском пространстве, представляя собой «сборище братьев по несчастью». После грузинской агрессии 2008 года, последовавшего затем разгрома агрессора и признания независимости РЮО и Абхазии, ГУАМ впал в коматозное состояние, из которого его сейчас пытаются вернуть с помощью евроинъекций. В совместном коммюнике, которое было принято главами МИД стран-членов ГУАМ в Вильнюсе, говорится, что после саммита «Восточное партнерство» в Вильнюсе формат ГУАМ может стать платформой для реализации совместных проектов ЕС – ГУАМ.

2-3 декабря в Тбилиси как раз проходит 6-е заседание Парламентской ассамблеи ГУАМ, где также обсуждаются перспективы сотрудничества ГУАМ и Евросоюза, в том числе в деле решения конфликтов. Правда, вице-спикеру Верховной рады Украины Руслану Кошулинскому пришлось срочно возвращаться на родину, поскольку евроинтеграция на Украине, напротив, породила новый политический конфликт.

Как и прогнозировалось изначально, программа «Восточное партнерство», несмотря на звучавшие при ее открытии популистские заявления о чисто экономическом характере проекта и отсутствии антироссийской направленности, прежде всего преследует цель скоординировать действия антироссийских сил в государствах – участников программы, помочь им в попытках вновь подчинить бывшие автономии.

Впрочем, именно антироссийская направленность, заложенная в программу ее инициаторами – Польшей и Швецией и предопределила такие результаты саммита в Вильнюсе. Армения и Украина отказались подписывать соглашение, а в Молдове в знак протеста против подписания прошли многотысячные митинги, поскольку 46 процентов населения выступают за вступление в Таможенный союз. В Молдове в случае, если на предстоящих в 2014 году парламентских выборах вновь победят коммунисты, они смогут затормозить процесс ратификации соглашения с ЕС. Правда, такого сценария постарается не допустить «старший брат» – Румыния, президент Траян Бэсеску совсем недавно заявил, что сейчас для Румынии приоритетным проектом является «объединение страны», то есть присоединение бывшей Бессарабии (историческая территория Молдовии). По его словам, удобный момент для реализации этого проекта – вступление Молдовы в процесс подготовки к вступлению в ЕС. Идею великой объединенной Румынии поддерживают более 60 процентов граждан Румынии. Подписанные в этом году соглашения по линии министерства обороны и МВД фактически ставят Кишинев в вассальные отношения по отношению к Бухаресту. Теперь в случае каких-либо беспорядков в Молдове румынская полиция и войска смогут войти на территорию страны для наведения «конституционного порядка». Поэтому при желании Румыния сможет подавить протесты против евроинтеграции, если они примут слишком масштабный характер. Приднестровью в таком случае остается уповать на то, что Украина все же окончательно, без оговорок откажется от соглашения. Подписание Кишиневым соглашения об ассоциации с ЕС уже означает для Тирасполя ужесточение блокады, а в случае изменения курса Киева в сторону Евросоюза блокада может принять тотальный характер.

Таким образом, единственным «убежденным» подписантом оказалась лишь Грузия, где этому соглашению с традиционной театральностью придали примерно такое же значение, которое для древних израильтян имело завоевание «земли обетованной».

Глава МИД Грузии Майя Панджикидзе, подписывая соглашение, уронила щедрую женскую слезу, а сам процесс сопровождался исполнением песни «Сулико» и танцевальной мелодии «шалахо». Грузинские дипломаты назвали это событие историческим.

Похоже, в Грузии вновь демонстрируют повышенные, ничем не обоснованные ожидания, как это бывало не раз в недалеком прошлом. Каждая бумажка, подписанная с НАТО или ЕС, вызывает в стране неумеренные восторги, хотя до сих пор от этого Грузия ничего не выигрывала ни в плане безопасности, ни по части повышения уровня жизни населения.

Восторженный пафос разделяет и главный грузинский «реинтегратор» Паата Закареишвили, у которого от прежнего реалистичного подхода после назначения на должность госминистра не осталось и следа. «Мы должны предложить абхазам и осетинам свободу. За 2-3 года мы должны создать такое государство, чтобы абхазы и осетины почувствовали принципиальную разницу между нами и Россией. Европа тоже четко и однозначно на стороне Грузии», – уверяет Закареишвили, из нпошника окончательно переквалифицировавшегося в фантаста.

Впрочем, ряд грузинских экспертов предупреждают о напрасной эйфории, но их голос больше похож на «глас вопиющего в пустыне».

Так, президент Института стратегии управления Петре Мамрадзе подчеркнул, что, как бы ни подавалось это событие грузинскими политиками, историческим оно не станет. «Слова о том, что после подписания соглашения об ассоциации процесс интеграции Грузии в Европу принял необратимый вид, не соответствуют истине. Тут важна политическая нагрузка события. Считается, что руководство России негативно относится к подписанию подобных договоров постсоветскими странами, при этом Украина отказалась в последний момент от этого, до того отказалась Армения. На таком фоне парафирование, – вообще-то рутинное дело, – приобрело символическое значение, что, мол, грузинский народ и правительство едины в своем стремлении двигаться в Европу. Я хочу напомнить, что в лучшем случае договор будет подписан через год, а потом он должен быть ратифицирован парламентами всех стран-членов Евросоюза и Грузии, так что путь долгий, и прямых сиюминутных благ от него, конечно, ожидать не следует. Более того, думать, что это как-то убыстряет мифическое членство Грузии в Евросоюзе, было бы очень неверно, потому что такого ещё не бывало. Напомню, что и у Сирии есть подобный договор с ЕС, а Турция недавно отпраздновала 55 лет подписания того же самого соглашения об ассоциации», – отметил эксперт.

Другой эксперт Демур Гиорхелидзе указывает на то, что и до соглашения между Грузией и ЕС действовал льготный режим торговли, однако Грузия не могла использовать это преимущество. «Около семи тысяч видов товаров мы можем ввозить в ЕС, но не используем эти преференции, поскольку Грузия не производит никаких высокотехнологичных продуктов, указанных в этом списке. Это касается как товаров в области хай-тек, так и сельскохозяйственной продукции, которая соответствовала бы европейским стандартам качества», – отмечает эксперт.

Опасения существуют и по поводу введение безвизового режима для граждан Грузии при въезде в страны Европы, который обозначен среди приоритетных задач, декларированных Грузией и ЕС при подписании соглашения об ассоциации.

При существующей тотальной безработице в Грузии, подобная возможность может вызвать миграционный бум. На сегодняшний день около полутора миллионов грузинских граждан уже работают в России, в постсоветских странах и на Западе. По мнению Демура Гиорхелидзе, этот пункт представляет собой большую угрозу. «У нас малочисленная страна, если экономика не встанет на ноги, то люди будут продолжать покидать свою страну. И тогда мы можем столкнуться с большой проблемой, так как когда инвесторы придут в Грузию, они приведут своих рабочих, своих специалистов», – опасается Демур Гиорхелидзе.

Но большинство грузинских экспертов все же разделяют радужные настроения, предпочитая не говорить о реальных последствий для экономик стран-подписантов. Они предпочитают не напоминать себе и грузинской общественности, что подобные соглашения с ЕС имеют Чили, Иордания, Алжир, Египет, Тунис, Мексика, Марокко и множество других совершенно не европейских стран, которых, кстати, никто в Евросоюз не собирается принимать. Они просто стали рынками сбыта для европейских производителей. Именно это явилось одной из главных причин изменения позиции официального Киева, который в последний момент отказался от подписания соглашения. Как отмечают российские и украинские эксперты, поток европейских товаров, который бы хлынул в страну после снятия таможенных барьеров, привел бы уничтожению целых сегментов украинской экономики, а оставшуюся часть экономики бы доломало предсказуемое в таком случае закрытие рынков стран-участниц Таможенного союза.

Виктор Янукович, проведший свой президентский срок в бесконечных метаниях между Россией и Западом, и потерявший тем самым доверие со стороны пророссийской части населения Украины, вынужден был в последний момент отказаться от соглашения. Угрозы введения санкций со стороны Запада и происходящее сегодня на Майдане стало местью нерешительному украинскому лидеру со стороны геополитических противников России. Похоже, в данном случае ЕС действует по принципу воровской малины: «Вход – рубль, выход – два».

Несмотря на то, что нынешний политический кризис в Украине может вновь спровоцировать центробежные процессы в стране, это не останавливает тех, кто, следуя заветам Бжезинского, стремится любой ценой не допустить сближения России и Украины. Интересы самой Украины и других республик, которых угораздило попасть в капкан «Восточного партнерства», в расчет не берутся. Выстраиваясь в очередь в Евросоюз, постсоветские страны не учли того, что евроинтеграция может стать для них «прокрустовым ложем». Как известно, древнегреческий мифический разбойник Прокруст обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому было коротко, обрубал ноги, а кому оно было велико, ноги вытягивал – по длине этого ложа. Так происходит сейчас с теми, кто все же отказался от соглашения, этой же участи не избегут и подписанты Вильнюса.

Для Южной Осетии и Абхазии вкупе с Приднестровьем, наоборот, Вильнюсский саммит может означать более активное вовлечение в том или ином качестве в интеграционные проекты, осуществляющиеся по инициативе России, в первую очередь речь идет о Таможенном союзе, а затем и Евразийском.

Юрий ВАЗАГОВ