Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Республике Южная Осетия Марата Кулахметова
– Президент Южной Осетии Алан Гаглоев в интервью газете «Известия» рассказал о достижении высокого уровня взаимодействия между PЮO и РФ в оборонной сфере, в области внешней политики и в других ключевых направлениях вследствие реализации Договора о союзничестве и интеграции от 2015 года. Как Вы оцениваете качество интеграционных процессов, развивающихся между нашими странами? На каких вопросах Россия и Южная Осетия сегодня акцентируют внимание в ходе развития двустороннего сотрудничества?
– Действительно, совместными усилиями мы достигли в последние годы внушительных результатов в продвижении интеграции России и Южной Осетии, которая охватывает все сферы взаимодействия, укрепления двусторонних связей. Эти процессы отвечают нашим общим стратегическим интересам, чаяниям и потребностям. Их магистральные направления заданы Договором о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 г., реализация которого создала прочный фундамент для движения вперед по всем трекам. Обоюдный настрой на продолжение совместной работы был подтвержден на встрече президентов наших стран 16 марта прошлого года в Кремле и в рамках дальнейших контактов на различных уровнях.
Стабильно высока динамика работы, ведущаяся по линии государственных органов власти, в рамках межпарламентской комиссии, очередное заседание которой состоялось в апреле с. г. в Москве, и Межправкомиссии по социально-экономическому сотрудничеству. Совершенствуется договорно-правовая база. Сформировано и доказывает свою эффективность общее пространство обороны и безопасности, в которое включены дислоцированные в республике 4-я российская военная база и Пограничное управление ФСБ России. Крайне ценна для нас поддержка, оказываемая Южной Осетией в реализации целей и задач специальной военной операции.
За минувшие годы были созданы условия для поступательного развития экономики Южной Осетии. Россия продолжает оказывать ей масштабную социально-экономическую помощь. Ее размер с 2008 г. варьируется по разным оценкам от 45 до 50 млрд. рублей. Поступательно развиваются двусторонние торгово-экономи-ческие связи, успешно осущест-вляется инвестпрограмма содей-ствия социально-экономическому развитию РЮО. Двусторонний товарооборот в 2023 г. составил 6,5 млрд. рублей (в 2022 г. – 5,4 млрд. рублей) при росте поставок из России в Южную Осетию почти на 18%. При содействии Российской Федерации «запущена» государственная программа социально-экономического развития РЮО на 2022-2025 гг. В августе 2022 г. было заключено соглашение о со-действии со стороны России в ее реализации. 6 мая с. г. в Москве подписан протокол о внесении изменений в этот документ, регулирующий вопросы повышения заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений РЮО. Поступательно развивается сотрудничество Южной Осетии с российскими регионами. В этой связи выделю состоявшееся в Симферополе в феврале с.г. первое заседание Совместной рабочей группы по реализации соглашения между Советом министров Республики Крым и Правительством РЮО. Активно развиваются связи Южной Осетии с субъектами СКФО.
Во внешнеполитической сфере с югоосетинскими друзьями поддерживаем тесную координацию по всему спектру вопросов двусторонней повестки и актуальным международным темам, по которым наши страны придерживаются совпадающих позиций. Отмечаем приверженность Цхинвала курсу на отказ от навязываемого Западом «порядка, основанного на правилах» и создание многополярного мира. Налажено плодотворное взаимодействие в рамках Международных Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье и в формате Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты.
Все перечисленные мною моменты позволяют с оптимизмом оценивать будущее наших отношений, цель которых – процветание народов России и Южной Осетии, поддержание мира и безопасности в закавказском регионе. Важно, что Южная Осетия состоялась как независимое демократическое государство и субъект международных отношений. Теперь задача – укреплять достигнутое, совершенствовать деятельность госинститутов, планомерно решать экономические задачи.
– Нa текущем этапе развития власти Южной Осетии вместе с российскими партнёрами уделяют повышенное внимание вопросам привлечения инвестиций и создания новых производств, в том числе ориентированных на экспорт продукции в РФ. Что еще нужно сделать республике для улучшения инвестиционного климата и реализации имеющегося потенциала?
– За прошедшие с момента признания независимости РЮО годы мы совместными усилиями достигли значительного прогресса в социально-экономической сфере. Надо закреплять и развивать эти достижения. Сегодня на первый план выходят вопросы постепенного перенацеливания российской помощи на укрепление собственного экономического потенциала РЮО, развитие реального сектора, создание промышленных и агропромышленных производств, поддержку малого и среднего бизнеса, улучшение инвестиционного климата. По сути дела, стоит задача «разогнать» экономику республики и обеспечить ее самодостаточность при сохранении финансовой поддержки с российской стороны, стимулировать создание новых рабочих мест. Эти темы – в фокусе внимания профильных ведомств России и Южной Осетии и, разумеется, нашего общего координирующего органа – Межправительственной комиссии. Развитию диалога способствовало участие высоких делегаций РЮО в XXVII Петербургском международном экономическом форуме и Кавказском инвестиционном форуме в Грозном, состоявшихся летом этого года. В феврале югоосетинская продукция была представлена на международном форуме «Продэкспо-24». Все это стимулирует заинтересованность к развитию контактов с Южной Осетией.
Важно, что республика располагает всем необходимым потенциалом – природными, интеллектуальными, трудовыми и образовательными ресурсами. Имеются позитивные изменения по макроэкономическим показателям, растет благосостояние граждан. Немало позитивных свершений в инвестиционной сфере – «запущены» завод по производству базальтового волокна, предприятия по переработке камня и консервный завод. Без сбоев работает «Высокогорная кельская пивоварня», реализуется югоосетино-абхазский коммерческий проект «Эко Фиш». В планах – расширение швейной фабрики БТК-4. Не раскрыты пока возможности туристической отрасли, но, думаю, при заинтересованном подходе властей РЮО подъем этой отрасли – дело ближайших нескольких лет. Один из важных шагов в этом направлении – начало работы Национального туристического портала.
– В Грузии в разгаре очередная предвыборная кампания, в ходе которой с особой остротой рассматривается вопрос о привлечении Михаила Саакашвили и партии «Единое национальное движение» к ответственности за августовские события 2008 года. Как известно, российская и югоосетинская стороны неоднократно выдвигали требование о наказании виновных в совершении военных преступлений против мирного населения Южной Осетии и российских миротворцев, однако ангажированные западные судебные инстанции каждый раз выносили заведомо конъюнктурные решения.
На Ваш взгляд, насколько важно в сегодняшних условиях наказание лиц, причастных к массовым преступлениям не только в ходе августовских событий в Южной Осетии, но и в той же Украине, начиная с 2014 года?
– Вопрос привлечения Украины и ее западных «кукловодов» к международно-правовой ответ-ственности за совершенные ими военные преступления и преступления против человечности тщательно фиксируются российскими компетентными органами. Продолжают работу российские суды, которые выносят приговоры украинским неонацистам, совершившим тяжкие преступления против мирных граждан. Ведется работа по розыску, аресту и привлечению к уголовной ответственности преступников, среди которых, к слову, и гражданин Грузии М.Мамулашвили, создавший в 2014 г. т.н. «Грузинский национальный легион» для борьбы с жителями ДНР и ЛНР, а также другие наемники, участвующие в конфликте на стороне Украины. В отношении ряда иностранных граждан уже вынесены обвинительные приговоры.
Масштабы зверств укронацистов поражают: согласно недавно обнародованным данным, результатом развязанной киевским режимом в 2014 г. войны по уничтожению мирных жителей ДНР и ЛНР стала гибель более 300 и ранено порядка 1 тыс. детей. Ужасающие цифры, и они продолжают расти. Вина за это – на киевском режиме. Важно понимать при этом: накачивая Киев смертоносным оружием, страны «коллективного Запада» становятся соучастниками этих кровавых преступлений. Очевидно, что безнаказанными они не останутся – ни одному из головорезов не удастся уйти от наказания, и они ответят по всей строгости закона. Все это вновь подтверждает актуальность задач специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и устранению угроз, исходящих с ее территории. Все они обязательно будут выполнены. В этом нет никаких сомнений.
Здесь хотел бы заострить внимание на следующем. События в Курской области развенчали усердно пропагандируемый на Западе миф о том, что киевский режим является «жертвой», якобы пострадавшей от действий России.
Запад, вновь обнажив свою двойственную сущность, не осудил эту атаку и гибель мирных жителей. Этого не сделали те страны, которые привыкли прикрываться Уставом ООН и международным правом для оправдания бесчинств на Донбассе. Они же голосовали за антироссийские резолюции и поощряли русофобские выходки укробендеровцев. При этом западная «клика» сама «замарала» себя военными преступлениями в различных частях мира, но предпочитает об этом умалчивать. За примерами далеко ходить не надо: в последние дни в СМИ появляются данные журналистского расследования о военных преступлений британского спецназа в Афганистане, приводятся доказательства случаев внесудебных расправ над мирным населением. Это означает, что в западных обществах на фоне безответственного потакания Украине происходит переоценка того, что совершалось их правительствами в конфликтных точках во имя пресловутых неолиберальных ценностей.
Такая переоценка в отношении событий августа 2008 г., я уверен, произойдет и в Грузии. По сути, она уже происходит, но встречает жесткий отпор со стороны грузинских радикалов, финансируемых Западом.
Но ни им, ни их кураторам в итоге не удастся исказить историческую правду: то, что было совершено в августе 2008 г., совершенно четко характеризуется как военное преступление, не имеющее срока давности. За содеянное несут персональную ответственность реальные люди, причастные к артобстрелам Цхинвала, расстрелам беззащитных колонн беженцев и убийству миротворцев. Нет сомнения, что рано или поздно рок правосудия их настигнет, и им придется отвечать по всей строгости закона.
– И в продолжение темы. Как оцениваете ситуацию в Закавказье в условиях активизации усилий западных стран по укреплению своих позиций в регионе? Общественность Южной Осетии с обеспокоенностью воспринимает агрессивные реваншистские лозунги, регулярно звучащие на массовых акциях грузинской оппозиции. Есть ли сегодня реальная угроза осложнения обстановки в регионе?
– Предпосылки для разрастания угроз безопасности создаются внерегиональными силами, прежде всего США и ЕС. Их появление на Южном Кавказе, как мы уже не раз наблюдали, лишь подогревает конфликтный потенциал, создает новые разделительные линии и очаги напряженности. Поведение этих «акторов» предугадать в принципе несложно: методы и лекала остаются прежними. Как и в августе 2008 г., западная «хунта» ведет дело к тому, чтобы превратить все постсоветские пространство в арену геополитического противостояния. Все делается для того, чтобы усилить имеющиеся в Закавказье противоречия ради сдерживания России и других стран, проводящих независимую от Запада политику, распространить свое токсичное влияние и разрушить исторически сложившиеся связи в Закавказье. Не прекращается накачка региона оружием. Очередной пример – недавнее решение глав МИД стран ЕС о предоставлении военной помощи Армении. Показателем лицемерия Запада стало давление США и Евросоюза на Тбилиси в связи с принятием закона «О прозрачности иностранного влияния». Налицо попытки западников накалить атмосферу в Грузии накануне намеченных на октябрь парламентских выборов. Остановить эту экспансию в силах сами страны региона, отказавшись от услуг сомнительных «брокеров».
Разумеется, мы не можем не реагировать на враждебные проявления в регионе, органически связанном с нашей страной. Россия не раз демонстрировала свое намерение решать спорные вопросы на Южном Кавказе исключительно политико-дипломатически-ми методами. Это вновь рельефно показал состоявшийся недавно визит Президента России Владимира Путина в Азербайджан. В подписанной лидерами России и Азербайджана совместной декларации от 19 августа с.г. акцентировано стремление способствовать мироустройству, основанному на международном праве, свободному от двойных стандартов и исключающему создание разделительных линий. Это – императивы российской внешней политики.
Что касается Грузии, то предпосылки для нормализации появятся, когда там наконец признают существующие реалии и начнут выстраивать отношения с Южной Осетией на основе принципов равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Ключевое значение имеют подписание юридически обязывающих гарантий неприменения силы, решение вопроса делимитации границы с последующей демаркацией. Все эти темы являются предметом обсуждения в рамках Женевских дискуссий, которые обеспечивают возможность для поддержания равноправного диалога между официальными представителями Тбилиси, Сухума и Цхинвала при международном посредничестве. Во многом благодаря этой переговорной площадке удается поддерживать относительное спокойствие в регионе, оперативно купировать возникающие очаги напряженности. Серьезной помехой остается крайне политизированная резолюция ГА ООН по внутренне перемещённым лицам и беженцам, ежегодно вбрасываемая Грузией. Отказ представителям Цхинвала и Сухума в доступе на нью-йоркскую площадку блокирует ее рассмотрение в Женеве. Грузии необходимо признать исторические ошибки, свою ответственность за вероломное нападение на Южную Осетию, что, собственно говоря, уже и происходит в грузинском обществе. Убежден, что наряду с обоюдными мерами по укреплению доверия это создаст условия для оздоровления ситуации в регионе.
– В преддверии одного из наиболее важных праздников Южной Осетии – Дня признания независимости Республики Российской Федерацией сложно избежать традиционных вопросов о значении этой даты в новейшей истории наших стран.
– Подписание Президентом РФ Дмитрием Медведевым указа о признании государственного суверенитета Южной Осетии 26 августа 2008 г. и его заявление – события исторического масштаба, имевшие судьбоносное значение для югоосетинского народа. Преступная авантюра экс-президента Грузии, повлёкшая за собой многочисленные жертвы среди мирного населения и российских миротворцев, не оставила России другого выбора, кроме как провести операцию по принуждению агрессора к миру, а позднее – признать Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. Эти шаги стали закономерным проявлением последовательной и ясной политики России на Южном Кавказе. В более широком смысле – они стали этапом на пути формирования многополярного мира, основанного на принципах международного права, ухода от диктата Запада в международных делах. По сути, события августа 2008 г. и нынешняя ситуация на Украине лишь усилили неизбежный процесс формирования полицентризма в мировом масштабе, «раскрыли глаза» международному сообществу на авторитаризм и недемократичность продвигаемых Западом неолиберальных подходов.
На Западе вообще отказываются понять значение, которое в России придают закавказскому региону, с которым мы на протяжении веков были тесно связаны историческими, духовными и межличностными связями. Думаю, здесь кроется еще один важный императив для нас – понимание Россией своей ответственности за судьбу региона, стремление к поддержанию и развитию связей с проживающими там братскими народами, с которыми мы бок о бок пережили тяготы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления.
– Марат Минюрович, в августе 2008 года Вы возглавляли Смешанные силы по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, были очевидцем и непосредственным участником этих исторических событий. Расскажите о впечатлениях после принятия судьбоносных решений руководством Российской Федерации 26 августа 2008 года.
– Это, признаюсь, был волнительный момент. Было понимание, что мы добились главного – обеспечили безопасность Южной Осетии и ее народа, того, ради чего совместно работали не один год. Было ощущение уверенности в завтрашнем дне республики, ее будущем. Для нас, россиян, признание стало и закономерным результатом последовательной и ясной политики России на Кавказе. Хотя тогда мы отдавали себе отчет в том, что российская позиция будет «в штыки» встречена некоторыми западными странами, до сих пор считающими методы, применённые М.Саакашвили, нормой для международных отношений. Несмотря ни на что, Россия как ответственное государство – член ООН, продолжает активную политическую посредническую работу в формате Женевских дискуссий.
– Как Вы оцениваете перспективы расширения внешнеполитических связей Южной Осетии в условиях ослабления гегемонии Соединенных Штатов и других западных стран, которые по-прежнему предпринимают серьезные усилия по сохранению режима изоляции PЮO и Абхазии? Какие совместные усилия предпринимаются российскими и югоосетинскими дипломатами на международной арене в вопросе укрепления позиций Южной Осетии?
– Наша линия на оказание Южной Осетии всемерного содей-ствия в укреплении ее позиций на международной арене, выводу из международной изоляции остается неизменной. Ни Грузия, ни Запад не в силах помешать этим объективным процессам. Путь к достижению общих целей тернист, особенно в нынешней геополитической обстановке, и требует дальнейшей серьезной кропотливой работы. Все эти вопросы решаются в рамках совместной работы внешнеполитических ведомств России и Южной Осетии, которые в ежедневном режиме продолжают «сверку часов» по международным вопросам. В ходе регулярных контактов министров иностранных дел происходит разноплановый обмен мнениями по актуальным вопросам двусторонней, региональной и международной повестки дня. Необходимо и далее наращивать отношения со странами, признавшими Южную Осетию. В этом плане показательным был визит делегации во главе с министром иностранных дел Ахсаром Джиоевым в Манагуа для участия в торжественных мероприятиях в честь 45-й годовщины Сандинистской народной революции. Важно «открывать» для этих стран Южную Осетию – посредством культурно-гуманитарных контактов, молодежных и студенческих обменов, взаимодействия по линии общественных организаций, знакомить их с историей, традициями и культурой ее народа. Это актуально и для западных обществ, где немало симпатизирующих югоосетинам людей. Все это со временем «подтянет» за собой и политический диалог, и торгово-экономические и инвестиционные связи. Будем продолжать работать в этом направлении.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех граждан Южной Осетии и проживающих в республике соотечественников с 16-й годовщиной признания, пожелать им мирного неба над головой, процветания и благополучия!
Алена ДЖИОТЫ