Одобрен закон, ужесточающий ответственность за бюджетные нарушения

В конце прошлой недели президент Леонид Тибилов провел совещание Правительства, в ходе которого был обсужден комплекс вопросов законодательного и нормативно-правового характера. В частности, рассматривались проекты законов «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Далее в повестке дня значились следующие вопросы: Утверждение положения о структуре и предельной штатной численности Министерства экономического развития Южной Осетии, новые кадровые назначения в том же ведомстве, а также изменение ведомственной подчиненности государственных унитарных предприятий, таких как, «Комплекс перерабатывающих производств», «Цхинвальский консервный завод», «Цхинвальский соковый завод», «Цхинвальский молочный завод», «Мясокомбинат» и др.

Законопроект «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» был вынесен на рассмотрение членов правительства министром финансов Азой Хабаловой. По ее словам, действующий закон был принят еще в 1999 году, поэтому не может в полной мере регулировать бюджетные отношения на сегодняшнем этапе, в связи с этим возникла необходимость в разработке его новой редакции. Как отметила министр, в этой работе значительная помощь финансовому ведомству Южной Осетии была оказана представителями Министерства финансов Российской Федерации.

Вместе с тем, по словам Азы Хабаловой, новый закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» является переходным, так как республика в преддверии перехода к системе местного самоуправления, что повлечет за собой соответствующие изменения в бюджетном законодательстве. «Этот закон устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организацию функционирования бюджетной системы и другие вопросы. В нем прописаны структура бюджетной системы, формирование доходов и расходов госбюджета, механизмы и источники финансирования дефицита бюджета, то, чего у нас до сих пор не было, поэтому бюджет был принят с дефицитом, и мы до сих пор не можем выйти из этого положения. В новом бюджетном законодательстве также предусмотрено создание резервных фондов Президента и Правительства республики, что поможет нам оперативно решать возникающие вопросы. У нас часто возникают непредвиденные обстоятельства, когда нужно вносить изменения в закон, однако это требует длительных процедур», – сказала Аза Хабалова.

Помимо этого в законопроекте прописаны виды, структура и механизмы обслуживания госдолга. Речь идет о тех гарантиях, которые государство предоставляет Национальному банку и другим кредитным учреждениям, что требует соответствующего резервирования средств в госбюджете, чего до сих пор не делалось. По словам министра, теперь должна вестись соответствующая государственная долговая книга, порядок и условия предоставления госгарантий, которые после принятия нового закона серьезно ужесточаются. Теперь предприятиям, которые имеют задолженность и являются убыточными в течение ряда лет, с большим трудом и только в виде исключения могут предоставляться государственные гарантии.

«Кроме того, закон четко определяет механизм и сроки утверждения бюджета. Его принятие должна предварять работа над программой социально-экономического развития республики. Без этой программы, без прогнозов о том, в каком направлении будет двигаться социально-экономическая сфера страны, мы в принципе не имеем права заниматься бюджетом. Мы должны видеть перспективу и соответственно финансовые отношения. Новый закон приведет к большему упорядочению бюджетных отношений, достаточно подробно рассматривается ответственность за нарушения бюджетного процесса и регламента бюджета. До сих пор мы только журили тех, кто нарушал бюджетное законодательство, но теперь четко прописана ответственность за нарушения, вплоть до организационных мер. Все это ведет к ужесточению и большему порядку в бюджетном процессе, то, чего мы все ждем», – отметила Аза Хабалова.

После обсуждения предложенного законопроекта члены Правительства единогласно проголосовали за его принятие.

Затем министры утвердили законопроект «Об оперативно-розыскной деятельности».

Далее члены Правительства рассмотрели и утвердили положение, структурную и предельную штатную численность Министерства экономического развития, а также выразили свое согласие с назначением на должности первого заместителя и заместителя министра экономического развития – Инны Грунвальд и Феликса Гаглоева. Кроме того, было обсуждено изменение ведомственной подчиненности предприятий перерабатывающей и агропромышленной отрасли.

Последним пунктом повестки дня заседания стало рассмотрение письма генерального директора Югоосетинской страховой компании «Югосетстрах» Феликса Битиева. Как сообщил докладчик по этому вопросу руководитель аппарата Правительства Анатолий Баранкевич, в письме представлена информация, касающаяся регистрации нескольких частных страховых компаний на территории Южной Осетии. В результате обсуждения выяснилось, что страховая деятельность данных компаний не принесла никаких денежных средств в бюджет республики, офисы этих компаний на практике не функционируют. Более того, на одного и того же человека зарегистрированы две страховые компании.

Как сообщил членам Правительства заместитель генерального прокурора Сергей Битиев, активное создание новых частных страховых компаний связано с желанием подрядных организаций избежать выплаты страховых взносов в бюджет Южной Осетии. Два процента от общей суммы в каждой смете закладывается под страхование рабочих, однако вместо того, чтобы выплачивать эти средства Югоосетинской государственной страховой компании, подрядчики создают частные страховые агентства и им же перечисляют суммы, заложенные в сметах на страхование. В результате огромные средства, минуя бюджет республики, уходят из Южной Осетии.

Для пресечения подобных махинаций принято решение ужесточить страховое законодательство республики. Согласно принятому постановлению, на время проверок приостанавливается деятельность страховых компаний, зарегистрированных на территории Южной Осетии, кроме государственной страховой компании.

Был также обсужден вопрос о статусе ветеринарной службы, одни высказались за создание самостоятельной структуры, которая могла бы более эффективно контролировать ситуацию, другие высказывались за то, чтобы по-прежнему оставить ее в составе Министерства сельского хозяйства. После дискуссии было принято решение дополнительно проработать этот вопрос и затем вновь вынести на заседание Правительства.

В ходе заседания Президент еще раз обратил внимание членов Правительства на необходимость более глубокой проработки возникающих вопросов и призвал их к большей оперативности в работе. В частности, министру строительства и архитектуры Анатолию Мащелкину было указано на необходимость ускорения работ на улицах города в связи с наступлением холодов.

Юрий ВАЗАГОВ