В последнее время действующее руководство Грузии все чаще говорит о мирном «восстановлении территориальной целостности». Заявления об этом слышны и от премьер-министра Ираклия Кобахидзе, и от Иванишвили, и от различных представителей правящей партии. Однако попытки Тбилиси вернуть в сферу своего влияния Цхинвал и Сухум – не новость. Они предпринимаются постоянно и используются для этого, как правило, методы гибридной войны.
Еще в 2019 году при активном сотрудничестве с Западом Тбилиси разработал инициативу «Шаг к лучшему будущему». Ее программа включала различные меры для развития торговли через границу, создавались возможности для получения качественного образования на грузинской территории, упрощались процессы взаимодействия между сторонами. Официально заявленная цель – развитие связей Грузии с Южной Осетией и Абхазией.
На самом же деле грузинское руководство стремилось использовать эту инициативу для воздействия на умы абхазов и осетин, чтобы постепенно влиять на них все сильнее. Но этому не суждено было сбыться: и Южная Осетия, и Абхазия сразу раскритиковали эту программу как лживую, а Тбилиси обвинили в попытке «показать дружелюбие» для реализации своих корыстных целей.
Прошли годы и некоторые силы в Грузии придумывают новые пути и способы, чтобы установить контроль над суверенными государствами – Южной Осетией и Абха-зией. Учитывая исторический опыт, все здравомыслящие люди понимают, что верить речам Тбилиси нельзя. Позицию Цхинвала и Сухума полностью разделяют и в Москве.
В мае этого года на брифинге с журналистами официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала заявление премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе о надеждах Тбилиси вступить в ЕС вместе с Цхинвалом и Сухумом к 2030 года. По ее словам, министерства иностранных дел Абхазии и Южной Осетии уже выразили общее мнение по данному поводу, назвав высказывание Кобахидзе «популистским и бесперспективным». Она также подчеркнула, что если за «фантазиями» Тбилиси последуют действия, «на которые надо будет отвечать в практическом плане, – мы тоже умеем это делать».
Позже, в июне, эту позицию подтвердил заместитель главы МИД России Михаил Галузин, посоветовав Тбилиси вести диалог с Цхинвалом и Сухумом на равных. «Абхазы и югоосетины неоднократно выражали свое негативное отношение к попыткам «размыть» их суверенный статус. Единственным «шагом к лучшему будущему» стало бы признание независимости этих стран», – сказал Галузин. В своей речи он также подчеркнул важность подписания юридически обязывающих гарантий неприменения силы и решения вопросов делимитации границ.
Время идет, меняются политические элиты, их подходы к взаимоотношениям с различными геополитическими игроками также претерпевают изменения. Однако братство Южной Осетии, России и Абхазии не поддается никаким негативным влияниям. Сотрудничество и интеграционные процессы между ними углубляются, что является гарантом стабильности, мира и процветания трех независимых государств.
Алан ДЖИОЕВ