12 февраля состоялось первое заседание четвертой сессии Парламента РЮО шестого созыва. Вел заседание Председатель Парламента Анатолий Бибилов.
Председатель парламентского комитета по промышленности, строительству, транспорту и связи Руслан Тедеев вынес на обсуждение вопрос о Законе РЮО «О недропользовании в Республике Южная Осетия». Он особо отметил, что работа над законопроектом велась долго и на всех уровнях. Было внесено к нему 76 поправок, которые были приняты. Парламентом он был принят еще 29 апреля 2015 года и направлен Президенту. Однако подписан он не был поскольку в одном из абзацев статьи 16 усматривалось двойственное толкование, которое касалось запрета на захоронение радиоактивных и токсических отходов, завозимых извне. Была создана рабочая группа по согласованию текста документа. В результате появилось новое толкование спорного фрагмента. Парламентский комитет согласился на компромисс и было предложено поставить на голосование как старый, так и новый документ.
По данному вопросу выступили полномочный представитель Президента РЮО в Парламенте РЮО Мадина Козаева, депутаты А.Бибилов, О. Кочиева, А.Козонов, И.Мамиев, А.Дьяконов. Ни один из вариантов при голосовании не набрал должного числа голосов и они были отклонены. В результате вновь была создана согласительная комиссия, в которую от Парламента вошли Инал Мамиев, Руслан Тедеев, Инал Джиоев. К следующему заседанию сессии должен быть разработан компромиссный вариант спорного момента.
Комитетом по бюджету и налогам Парламента был предложен для обсуждения проект Закона РЮО «О внесении изменений и дополнений в Закон РЮО «О Государственном бюджете РЮО на 2016 год». Давая разъяснения по данному вопросу, министр финансов Аза Хабалова отметила, что проект разработан в соответствии со статьей 12 Закона РЮО «О Государственном бюджете на 2016 год», согласно которой остатки средств, предоставленных по решениям Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, направляются в 2016 году на те же цели.
По состоянию на 1 января 2016 года остатки средств, выделенных по вышеуказанным решениям, составляют 666 млн 337 тыс руб., в том числе 635 миллионов рублей – остатки финансовой помощи, предоставленной в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках реализации Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО, 31 млн 295 тыс руб. – остатки финансовой помощи на социально-экономическое развитие.
Также предлагается перенести неиспользованные остатки средств по государственным целевым программам и мероприятиям по созданию кадрового резерва 6 млн 176 тыс руб. Таким образом, расходную часть государственного бюджета предлагается увеличить на 672 млн 514 тыс руб. Дефицит госбюджета в результате составит 672 млн 514 тыс руб. Источником его финансирования Минфин предлагает определить изменение остатков средств на счете по учету средств государственного бюджета.
Кроме того, в рамках утвержденных бюджетных ассигнований средства в размере 3 187,2 тыс. руб. на государственную поддержку Юго-Осетинской республиканской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и Юго-Осетинской республиканской общественной организации «Союза ветеранов войны Афганистана» включаются в Резервный фонд Президента РЮО.
В связи с вступлением в силу новой редакции Закона РЮО «О бюджетной классификации РЮО», предлагается включить расходы на органы юстиции в отдельный подраздел в сумме 16 922,0 тыс. рублей.
Выступившая затем председатель профильного Комитета Ж.Кочиева сообщила, что при внесении изменений и дополнений были соблюдены все нормы, Комитет детально изучил законопроект. Свое мнение по данному вопросу высказал и А.Бибилов. В частности, он отметил, что в Парламент за все время была направлена всего одна госпрограмма, тогда как депутаты вправе ожидать поступления расширенных социально-экономических программ по многим направлениям.
В результате голосования депутаты утвердили данный законопроект.
Следующие два вопроса повестки дня озвучила председатель парламентского Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению О.Кочиева. Первый из них касался проекта Закона РЮО «О внесении изменений в Закон РЮО «О статусе депутата». В данном случае с законодательной инициативой выступила парламентская партия «Единство народа». Ее председатель В.Келехсаев в пояснительной записке сообщил: В Законе Республики Южная Осетия «О статусе депутата Парламента Республики Южная Осетия» от 16 мая 2001 года предусмотрены основания досрочного прекращения полномочий депутата Парламента Республики Южная Осетия, в числе которых отзыв депутата выдвинувшей его общественно-политической организацией и отзыв избирателями. На сегодняшний день Закон в этой части требует уточнений и поправок.
Проектом Закона предлагается термин «общественно-политической организацией» заменить термином «политической партией», учитывая, что единственным видом общественных объединений, имеющих право на участие в выборах, являются политические партии. Условие прекращения «по решению Парламента Республики Южная Осетия» также предлагается исключить, при этом сохраняя в заключительной части статьи процедуру оформления досрочного прекращения полномочий соответствующим постановлением Парламента Республики Южная Осетия.
По данному вопросу разгорелись споры. В прениях приняли участие депутаты А. Бибилов, Ю.Габараев, Д.Тасоев, И.Мамиев, Р.Валиева, Ж. Плиева, А.Джиоева, Б.Тасоев, А.Дьяконов. Большинством голосов данный законопроект был отклонен.
Второй вопрос касался проекта Закона РЮО «О внесении дополнений в Закон РЮО «О политических партиях». Законопроект был направлен в Парламент Правительством РЮО, в частности, дополнения были инициированы Министерством юстиции. В пояснительной записке и.о. министра юстиции Марины Бестаевой к законопроекту говорится, что практика работы Министерства юстиции свидетельствует о том, что зачастую на этапе формирования организационного комитета политической партии и проведения учредительного съезда допускаются серьезные нарушения действующего законодательства, такие как отсутствие необходимого количества делегатов, представляющие все административно-территориальные единицы Республики Южная Осетия, не ведется учет за «действительностью» лиц, участвующих в съезде и ряд других нарушений. Все указанные нарушения не влекут для политических партий какой-либо ответственности, поскольку это не предусмотрено в Законе «О политических партиях».
В связи с этим Минюстом предлагается дополнить статью 20 данного закона пунктом «е», предусматривающим возможность отказа Министерством юстиции в регистрации политической партии в случае допущения ею нарушений закона при создании организационного комитета и проведении учредительного съезда.
Данная трактовка была критически воспринята большинством депутатского корпуса. Свое мнение высказали депутаты З.Бестаева, А.Дьяконов, Д.Тасоев, О.Кочиева, И.Мамиев, А.Бибилов. В результате голосования законопроект был отклонен.
Председатель парламентского комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Ю.Габараев вынес на обсуждение проект Закона РЮО «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он сообщил, что основной причиной разработки данного законопроекта является необходимость устранения пробелов в праве, связанных, в том числе, с передачей информации как объекта гражданских прав и отсутствием регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Разработка законопроекта направлена на определение правового статуса различных категорий информации, регулирований создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуника-ционных сетей, создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий, уточнение закрепленных в настоящем законе подходов к регулированию различных категорий информации.
Законопроектом предусмотрено использование понятия «обладатель информации». Данная конструкция позволяет в условиях решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. Кроме того, детализирована конструкция передачи информации по договору другому лицу полностью (по договору об уступке прав на информацию) либо частично (по лицензионному договору).
Центральное место будущего закона в системе информационного законодательства Республики Южная Осетия определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволит обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы.
За данный законопроект депутаты проголосовали единогласно.
Два завершающих вопроса повестки касались поручений Парламента РЮО Контрольно-Счетной палате РЮО (КСП). Их подготовили председатели профильных комитетов Р.Тедеев и Ж.Кочиева. При этом Ж.Кочиева отметила, что поручения были утверждены на заседании Президиума Парламента РЮО еще в ноябре прошлого года и тогда же направлены в КСП. Но поручения были возвращены обратно на том основании, что поручения данной структуре может дать только Парламент, но никак его Президиум. При этом было проигнорировано, что КСП должна реагировать даже на заявления отдельных граждан и групп граждан.
По данному вопросу высказались депутаты О.Кочиева, И.Мамиев, А.Бибилов. В Постановлении Парламента перечислены его поручения КСП, которые должны быть включены в план работы данной организации. Среди них проверки обоснованности и законности выделения земельного участка на территории ГУП «Электровибромашина» под строительство, проведение строительных работ на территории АТК по улице Героев, передачи здания музыкальной школы № 2 РГУП СМУ «Ирстрой», правомерность выдачи всех видов кредитов из средств госбюджета и своевременность их возврата по состоянию на сегодняшний день. Кроме того, КСП поручено проверить, как расходуются средства при строительстве, и содержании автодорог и др.
В разделе «Разное» было продолжено обсуждение начавшегося ещё на заседании Президиума Парламента РЮО письма группы депутатов по поводу законности выделения льгот отдельно взятым бывшим высокопоставленным лицам. Но здесь законодатели не пришли к общему мнению и вопрос пока остается открытым.
Информационно-аналитическое управление Парламента РЮО