30 декабря прошлого года на сессии Парламента Южной Осетии был вынесен проект Конституционного закона РЮО «О внесении изменений в статью 58 главы IV Конституции (Основной Закон) Республики Южная Осетия», согласно которому парламент переходит на профессиональную основу. После продолжительной дискуссии в пользу принятия законопроекта высказалось 23 депутата, 6 проголосовали против.
Необходимость перехода парламента на профессиональные рельсы признают все. Полупрофессиональный парламент, в условиях когда депутаты отвлекаются на выполнение обязанностей в других местах работы, не может полноценно осуществлять свою деятельность и, естественно, эффективность работы существенно страдает.
Основное внимание парламентариев должно быть сосредоточено на работе в парламенте, с учетом права осуществления научной, преподавательской и др. деятельности, которая разрешена законодательством. Дискуссия в настоящее время идет вокруг сроков применения изменений. То есть речь идет о том, профессиональным должен стать парламент нынешнего созыва или же эти изменения вступят в силу после следующих парламентских выборов. Наша редакция решила провести опрос среди лидеров политических партий и общественных деятелей по этому вопросу.
Директор центра социально-политических исследований при ЮОГУ, кандидат политических наук Сослан Плиев поддерживает решение о переходе парламента на профессиональную основу.
«Переход на профессиональную основу должен сопровождаться кардинальными изменениями в деятельности законодательного органа. То есть работу следует организовать так, как, например, в Государственной Думе России, хотя бы приблизить ее к этим стандартам. В каждом комитете должен быть аппарат, куда следует привлечь юристов, отраслевых специалистов, чтобы каждый законопроект тщательным образом изучался, исследовался и принимался в строгом соответствии с действующим законодательством и Конституцией, чтобы законы не противоречили друг другу и Основному Закону.
К примеру, председатель комитета парламента может не быть профессионалом в той или иной отрасли в полном смысле этого слова. Но если в комитете будут юристы и отраслевые профессионалы, то в такой ситуации, конечно же, комитет сможет полноценно осуществлять деятельность и принимать законы. То есть профессиональный парламент должен иметь конкретное наполнение и содержание», – отметил Сослан Плиев.
Лидер Коммунистической партии Южной Осетии Станислав Кочиев безоговорочно поддерживает переход парламента на профессиональную основу.
«Конечно же, профессиональный парламент лучше, чем полупрофессиональный. Это вне всякого сомнения. Но переход на профессиональную основу повлечет дополнительные финансовые расходы. И здесь надо учитывать непростую экономическую ситуацию, в том числе в России. Согласитесь, профессиональный парламент – это непростое финансовое бремя. И сможем ли мы осилить это бремя? Что же касается сроков перехода на профессиональную основу нашего законодательного органа, то я считаю, что лучше всего, если профессиональным станет парламент следующего созыва», – считает Станислав Кочиев.
Депутат парламента первых трех созывов, автор и составитель книги «Осетия и осетины» Казбек Челехсаты полностью согласен с мнением относительно перехода парламента на профессиональную основу.
«Профессиональный парламент, конечно же, нужен. Данный вопрос ставился перед депутатами давно, когда еще я был депутатом Парламента первых созывов. Чтобы законодательный орган работал эффективно, депутаты парламента должны полностью сосредоточиться на законотворческой и другой деятельности Парламента, которая предписана соответствующими законами. Это и принятие законов, работа над документами, контроль над соблюдением законности, встречи с избирателями.
Но с другой стороны, я против больших расходов на профессиональный парламент. Я считаю, что Парламент должен жить жизнью своего народа, ведь депутаты – это избранники народа. Я против огромных зарплат депутатам. Лучший вариант, если у депутатов будет среднереспубликанская зарплата, чтобы она не слишком диссонировала с зарплатами бюджетников. Хочу заметить, что на заре становления Южной Осетии, особенно депутаты первых созывов, работали на чистом энтузиазме, и никто из парламентариев не ставил вопросы зарплат и каких-либо льгот.
Что же касается сроков перехода на профессиональную основу, то я не вижу ничего плохого и противозаконного, если эта норма вступит в силу сейчас, с ныне действующего созыва парламента. Этот вопрос в компетенции самого парламента и должно быть так, как посчитает сам парламент. И это решение не будет нарушением законодательства и Конституции», – считает Казбек Челехсаты.
С необходимостью перехода парламента на профессиональную основу согласен и лидер партии «Новая Осетия», Давид Санакоев. Однако, по его мнению, профессиональным должен стать парламент следующего созыва.
«Несомненно, я приветствую идею профессионального Парламента, то есть законодательного органа, в котором депутаты все заняты законотворческой работой, в котором депутатство – единственная работа. Но такой парламент должен быть избран изначально по такой конституционной норме. Сегодняшний же парламент избран в соответствии со статьей 58 Конституции Республики Южная Осетия, в соответствии с которой депутат может, но не обязан работать в Парламенте Республики Южная Осетия на профессиональной постоянной основе. И есть общеправовой принцип «Закон обратной силы не имеет», который не позволяет никому изменять права избранных 8 июня 2014 года депутатов», – считает Давид Санакоев.
Сармат КОЗАЕВ