Профессиональный парламент необходим для повышения эффективности работы депутатского корпуса

7 декабря Председатель Парламента Анатолий Бибилов провел пресс-конференцию, в ходе которой рассказал о позиции законодательного органа республики касательно принятых решений о формировании Конституционного суда, переходе на смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выборов в парламент, а также ряде других вопросов.

– Приведет ли создание Конституционного суда к формированию полноценной независимой судебной системы и что для этого необходимо сделать?

– Мы надеемся на это. Конституционный суд необходим, именно он должен разбирать спорные вопросы между ветвями власти. Еще во время выборов мы настаивали, что создание Конституционного суда крайне необходимо, чтобы разобраться во всех тех казусах и противоречиях, которые содержатся в наших законах.

Конституционный суд – это тот орган, который рассматривает все вопросы, связанные с Конституцией, конституционными законами и законами, которые могут в той или иной степени противоречить самой сути документа. На все эти вопросы свое заключение должен давать именно такой орган судебной власти. До сегодняшнего дня, пока в республике не было Конституционного суда, этим занимался только Парламент РЮО в лице Комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению.

То, что республике необходим Конституционный суд, понятно всем, об этом не говорит только ленивый. Со всей очевидностью это обстоятельство проявилось в ходе выборов 2011 года, 2012-го и в особенности в 2014 году. Конкретно только по нашей партии двум кандидатам в депутаты было отказано в участии в предвыборной кампании, речь идет о главном враче Республиканской больницы Маире Кокоеве и Индире Габуловой. Точно такие же проблемы были у всех партий, где кандидаты снимались налево и направо по вопросам наличия ценза, хотя этот вопрос относится к компетенции не Верховного, а как раз-таки Конституционного суда. В качестве примера приведу также тот факт, когда недавно в Верховном суде рассматривался вопрос по одному из бывших членов правительства, мы еще тогда говорили, что Верховный суд не имеет права рассматривать решения, основанные на статьях Конституции, что такие вопросы может решать только Конституционный суд

Что касается самой процедуры формирования Конституционного суда, то, как известно, три человека в Конституционный суд представляет Президент и два представляет Парламент. Уже потом они выбирают себе Председателя Конституционного суда. Мы со своей стороны представим наших кандидатов и будем отстаивать на Комитете и на сессии Парламента, чтобы они были избраны и назначены.

В любом случае кандидатуры судей Конституционного суда от Парламента будут утверждены до 20 декабря, то есть к сроку, обозначенному в Указе Президента.

Помимо создания Конституционного суда, мы представили обоснованные предложения по реформированию судов, по изменению конституционного закона о судах, но чувствуется определенное сопротивление. Еще раз подчеркиваю, без проведения судебной реформы мы ничего не добьемся, и у нас будет такое же беззаконие, что и раньше. Что касается создания Конституционного суда, то в данном случае речь в большей степени идет о наведении порядка в том, что может рассматривать Верховный суд и какова сфера компетенции Конституционного суда. Но вопрос о проведении судебной реформы стоит отдельно, поскольку реформа даже еще не начиналась.

– Среди ваших предвыборных обещаний также значилось введение местного самоуправления, что подразумевает выборы глав районных и городских администраций, а также создание выборных органов местного самоуправления. Какая работа ведется по этому вопросу?

– Мы уже предложили соответствующие изменения, подготовленный нами документ находится в исполнительной власти. Мое глубокое убеждение, что глав администраций необходимо выбирать.

Если мы доверяем населению республики избирать Президента, то почему не можем доверить им возможность избрать главу администрации района или города. Введение местного самоуправления трудный и тяжелый процесс, но на сегодняшний день его можно ввести на уровне районов, причем не сразу по всей республике. В РФ этот процесс тоже проходил поэтапно. Можно начать, допустим, с того же Знаурского района.

Есть также различные варианты выборов глав администраций, речь может идти о прямых выборах, или же Президент будет представлять кандидатуры в местные органы самоуправления, которые будут утверждать эти кандидатуры или нет.

Основная загвоздка в вопросе введения выборности глав администраций заключается в том, что необходимо внести изменения в Конституцию РЮО, в главу первую, а в эту главу, как и во вторую и девятую, изменения вносятся только путем референдума. Можно, конечно, провести референдум только по отдельно взятым изменениям, но целесообразнее принять сразу новую Конституцию. Есть понимание того, что Основной закон необходимо менять, поскольку из-за многочисленных поправок в ней появились противоречия, да и с самого начала в тексте Конституции много нестыковок.

Парламент готов сделать все от него зависящее касательно наведения порядка в конституционном законодательстве. Мы как партия подготовили свое видение, непосредственно проект новой Конституции готовил Инал Дмитриевич Мамиев, эти предложения направлены в исполнительную власть, думаю, что конституционная комиссия при Президенте рассмотрит их.

Уверен, Конституцию необходимо менять, другого пути у нас нет.

– В Республике вновь планируется ввести смешанную, мажоритарно-пропорциональную систему выборов в Парламент. Что необходимо сделать, чтобы избежать тех изъянов, которые имели место при прежней смешанной системе?

– Мы иногда переоцениваем возможности депутата на уровне предвыборной кампании, когда идут обещания сделать то или иное. В принципе эти обещания озвучиваются не для того, чтобы убедить избирателя, они звучат потому, что эти вопросы действительно необходимо решать. Часто в большей степени решение тех или иных вопросов не связано с депутатской деятельностью, а с работой исполнителей. Поэтому мы настаиваем, чтобы и исполнители были избираемы, тогда будет распределение обязанностей и ответственности между депутатом и исполнителем, поскольку их обоих будет выбирать народ. А пока мы, депутаты, обещаем, но эти обещания связаны с исполнителем, который зачастую не хочет сделать этого.

Вот когда мы добьемся того, чтобы руководитель района, точно так же, как и депутат, избирался, тогда вопрос о «денежных мешках» отпадет. Кроме того, мы не можем опасаться внесения изменений, опасаясь другого влияния извне. Если мы думаем, что наш народ поведется на деньги, тогда получается, мы не уважаем наш народ, а народ через это уже прошел. Он видел дела подобных «инициаторов» и к чему это все смогло привести. Здесь речь уже идет о политической культуре населения, которое давно поняло, что бесплатного сыра сейчас нет даже в мышеловке, и действует соответственно такому пониманию.

Уверен, наш народ это воспринял в полной мере, последние выборы тому свидетельство. Никто ведь не бегал и не раздавал деньги, а те, кто раздавали, ничего не добились, потому что избиратели проголосовали так, как хотели. Я высоко ценю наш народ, и у меня нет никакого сомнения, что он будет выбирать только тех, кому он доверяет, а не тех, у кого есть иные возможности.

Что касается партийных списков, то при переходе на смешанную модель возможности партий тоже увеличиваются, потому что они теперь смогут выдвигать своих кандидатов как по партийным спискам, так и по мажоритарным округам. Для политической партии это возможность получить больше мест в парламенте.

Если говорить о том, чтобы в партийных списках более авторитетные среди населения люди занимали первые места, то в Южной Осетии это почти невозможно сделать, с этим сталкивалась любая политическая партия в Южной Осетии. Мы пытались это сделать, к примеру, «Единая Осетия» провела своего рода предварительные выборы депутатов в городе Квайса. Население города выдвинуло пять человек в качестве кандидатов в депутаты от города Квайса, мы провели выборы по этим пяти кандидатам, из них выиграл Вадим Баззаев, который был включен в список от партии «Единая Осетия» и стал депутатом Парламента. Самое главное для депутата, чтобы его знали избиратели, и он работал с ними, решая их проблемы. Люди обязаны знать своего депутата. При пропорциональной системе непосредственная связь между депутатом и избирателем снижается, поэтому с целью выправления ситуации мы ввели новшество и каждого депутата прикрепили к тому или иному району.

Переход к смешанной системе необходим, людям надо дать право выбирать и избираться, как это прописано в Конституции. У каждого гражданина должна быть возможность баллотироваться в депутаты, независимо от политических взглядов, партийной принадлежности и занимаемой должности. Депутаты от всех партий поддерживают изменение системы выборов, это говорит о том, что мы выполняем одно из своих предвыборных обещаний.

Что касается непосредственно самой смешанной системы, предполагается, что половина депутатов будет избираться по мажоритарным округам, а другая половина по партийным спискам, хотя на этот счет есть разные мнения.

Кроме того, в свое время наша партия обещала в случае победы на парламентских выборах пересмотреть ценз оседлости для депутатов. Президентский ценз необходим, но что касается депутатского, то он не нужен. Почему, к примеру, не может избираться депутатом тот, кто был вынужден выехать на время на заработки в Северную Осетию, чтобы прокормить свою семью? Или тот человек, который приехал в Южную Осетию и делает что-то хорошее для своего народа?

– Другим актуальным вопросом, часто обсуждаемым общественностью, является переход работы Парламента на профессиональную основу. Когда в Южной Осетии появится профессиональный парламент?

– Мы планируем решение этого вопроса еще до Нового года. По профессиональному Парламенту у нас готов Конституционный закон о внесении изменений в Конституцию, там необходимо поменять п.3 статьи 58, где четко написано, как должен работать депутат. Есть соответствующие положения и в принимаемом Законе «О Парламенте РЮО». Мы рассчитываем, что реакция соответствующих правительственных структур окажется приемлемой для всех. Следует подчеркнуть, что профессиональный парламент необходим для повышения эффективности работы депутатского корпуса. Депутат, который занимает другую государственную должность, не может полностью сконцентрироваться на своей работе. На сегодняшний день среди депутатов есть главы районных администраций, заместители министров, которые работают в разных Комитетах. Они должны будут выбрать или госслужбу, или работу в Парламенте.

Информационно-аналитическая служба Парламента Республики Южная Осетия