Недавно Парламент принял Закон Республики Южная Осетия «Об основах административно-территориального устройства».
Чем была вызвана необходимость принятия данного законопроекта и какие изменения он повлечет, мы попросили рассказать председателя парламентского Комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению Амирана Дьяконова.
– Настоящий закон определяет основы административно-территориального устройства Республики, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов административно-территориального устройства, порядок учета административно-территориальных единиц, образования населенных пунктов.
Административно-территориальных единиц у нас всего пять. Их границы прописываются в соответствующих документах, картах, схемах, которые прилагаются к закону, и также регулируются законом. Определяются и виды населенных пунктов.
Согласно закону, административно-территориальные единицы, за исключением города Цхинвала, делятся на соответствующие административно-территориальные образования, имеются в виду села, поселки городского типа и др. Закон также предусматривает объединение нескольких сел в одно административно-территориальное образование.
Четко определен и порядок образования, изменения, учреждения или упразднения форм административно-территориального устройства. Полностью расписаны полномочия Президента РЮО, Парламента и Правительства в сфере административно-территориального устройства, касающиеся изменения административных границ, объединения или разъединения административно-территориальных образований, их переименования. Согласно закону, все изменения, касающиеся административно-территориального устройства, принимаются в виде закона, а правом законодательной инициативы обладает Правительство Республики, Президент и Парламент РЮО.
Административно-территориальные образования наделены возможностью обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложениями, касающимися административно-территориальных преобразований.
До принятия данного закона в этой сфере был полнейший хаос, поэтому он призван ликвидировать имеющийся пробел. Ранее зачастую решения в области административно-территориального устройства принимались незаконно. Органы исполнительной власти принимали единоличные решения по изменению административно-территориальных границ, передавали целые села из одного района в другой, что противоречит закону.
Теперь, после принятия данного закона, такие проблемы будут нивелированы. По каждому вопросу четко определен перечень документов, необходимых для представления предложений об изменении административно-территориального устройства с обоснованием целесообразности, с расчетом затрат, связанных с вносимым предложением.
Что касается вопроса о предоставлении статуса города, то теперь он также относится к изменению административно-территориального образования. Определены параметры, в соответствии с которыми тот или иной населенный пункт подпадает под статус города, села или поселка.
Ранее принятые решения остаются в действии, поскольку закон не имеет обратной силы.
– Учитывалось ли при разработке данного закона изменение границ города?
– К сожалению, по настоящее время вопрос изменения административных границ между городом Цхинвалом и Цхинвальским районом не решен. При такой ситуации страдают граждане Республики в силу нерешенности хозяйственных вопросов, в том числе обслуживания коммуникаций.
– Предусмотрены ли в данном законе изменения внутри самого города Цхинвала, имеются в виду муниципальные образования?
– Безусловно, да, но эти вопросы связаны с законом о местном самоуправлении, что является темой для отдельного разговора. Кстати, закон об административно-территориальном устройстве является одним из базисных в процессе введения местного самоуправления.
Согласно Конституции Республики Южная Осетия, государственную власть в административно-территориальных единицах, то есть на уровне города Цхинвала и районов Республики, осуществляют местные органы государственной власти, то есть администрации, но они являются составной частью единой системы государственного управления. А местное самоуправление осуществляется на уровне поселковых, сельских, городских советов. В Конституции речь также идет о создании представительных органов местной государственной власти. В соответствии со статьей 50 Конституции РЮО назначение глав администраций местных органов государственной власти осуществляется Президентом по согласованию с представительными органами местной государственной власти. Согласно Основному Закону, деятельность местных органов власти должна регулироваться отдельным законом, который необходимо сейчас выработать.
В сущности, полномочия местного представительного органа приведены в Законе «О местном самоуправлении» и проекте закона о местном самоуправлении, который разрабатывается в новой редакции. Но его нужно вычленить оттуда и дополнить полномочиями исполнительных органов, которые бы четко регулировали взаимоотношения между республиканскими и местными органами власти, а также их взаимоотношения с органами местного самоуправления.
Согласно статье 88 Конституции РЮО, вопросы деятельности органов государственной власти должны регулироваться отдельным законом, в том числе в вопросах полномочий судебной, исполнительной и представительной ветвей власти. Этот закон нам необходимо разработать и принять в самое ближайшее время.
Беседу вел Юрий Вазагов