Слаженная работа Правительства, Парламента и судебных органов, по мнению древнегреческих философов, является основой стабильности страны и благосостояния народа, живущего на ее территории. Но такое мирное сосуществование возможно только в идеальном государстве, которого за всю историю человечества никогда и не было. Оно существовало только в мыслях философов, которые описывали жизнь счастливых жителей воображаемой страны в своих научных трудах.
Сегодня в политической жизни РЮО сложилась ситуация, когда обычный рабочий конфликт, который мог бы быть решен безболезненно для всех сторон, преподносится как масштаб трагедии для жителей Республики. Государственный бюджет на 2017 год ввиду существующих разногласий между Правительством РЮО и Парламентом РЮО до сих пор не принят. По вине комментаторов, которые, не зная сути, берутся судить о ее причинах и последствиях, народ изрядно напуган. Простые граждане РЮО боятся, что останутся без средств к существованию, без льготных лекарств, больные не будут направлены на лечение. Хотим успокоить обеспокоенных граждан РЮО, что некоторые чиновники, и, к удивлению, депутаты (они-то должны знать законодательство) заявляют о том, что не будут финансироваться организации и что народ останется без заработной платы, ничего общего с действительностью не имеют.
Защищенные статьи, к которым относятся заработная плата, стипендии, пособия на детей, питание, медикаменты и перевязочные средства трогать никто не имеет права и эти статьи будут финансироваться в полном объеме в соответствии с перечнем защищенных статей текущих расходов Государственного бюджета. Министерство финансов правомочно доводить до Главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере 1/12 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году, т. е. предыдущем 2016 году.
Далее, что касается финансирования высокотехнологичного лечения и питания, о чем говорили в СМИ министр здравоохранения Кулиджанов Г.С., министр образования Гассиева Н.К, глава Администрации Дзауского района Келехсаев В.С. – есть определенный порядок согласования с Парламентом РЮО расходования денежных средств министерствами и ведомствами в целях упорядочения расходования бюджетных средств, которые не входят в перечень защищенных статей.
Таким образом, можно сделать вывод, что выступления депутатов – чиновников, которые сильно «переживают» за народ, является ничем иным, как попытка выставить Председателя Парламента РЮО в негативном свете, так как он жестко стоит на позициях соблюдения законодательства РЮО.
В Законе «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2017 год» в ведомственной структуре расходов проходит ГРБС (030) Высший Арбитражный суд , т.е. де-юре не существующий Государственный распорядитель бюджетных средств. На данное несоответствие не раз указывали депутаты Парламента при рассмотрении бюджетного законодательства, как на заседаниях Комитета по бюджету и налогам, так и на сессиях Парламента РЮО. Причем на создавшуюся ситуацию на разных уровнях не раз обращал внимание с 2016 года спикер Парламента РЮО Анатолий Бибилов. Однако, несмотря на это, все равно в представленном проекте закона «О Государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2017 год» формулировка осталась прежней – Высший Арбитражный суд, что является несоответствием с действующим юридическим положением дел. Ситуация с несвоевременно принятым госбюджетом в истории РЮО не нова. В 2009 году бюджет был принят в ноябре того же года, бюджет 2010 года был утвержден в мае 2010 года.
Жителей РЮО досужие знатоки пугают, что в условиях неутвержденного государственного бюджета, не состоятся и выборы Президента РЮО. Но статья 45 КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ» указывает, как правильно поступать в такой ситуации: «В случае, если финансирование выборов, референдума не осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств избирательной комиссии, комиссии референдума, на которую Конституционным законом Республики Южная Осетия или иным законом Республики Южная Осетия возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума, данные расходы оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, комиссии референдума на возвратной основе. Правительство Республики Южная Осетия, уполномоченный орган местной власти обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума дать ей государственную гарантию или гарантию органов местной власти исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты». Думаем, что дальнейшие комментарии излишни…
Информационно-аналитическая служба Парламента Республики Южная Осетия