Мадина Икаева: «Это было судьбоносное для Южной Осетии время»

Август 2008 года занимает особое место в жизни каждого жителя Южной Осетии. Судьбоносные события, происходившие 15 лет назад, отразились практически на каждом, оставив неизгладимый след в душе. Для граждан Государства Алания они имели не только общенациональное, государственное измерение, но и сугубо личное.
Об этом в интервью газете «ЮО» рассказала директор Юго-Осетинского полиграфического производственного объединения Мадина Икаева.

– Расскажите о событиях августа 2008 года…

– Это было решающее, судьбоносное время для Южной Осетии. Так называемая Пятидневная война поставила окончательную точку в кровопролитной грузинской агрессии, начавшейся в 1989 году. Я тогда была депутатом Парламента IV созыва. Начало массированного обстрела города, и его штурм грузинскими подразделениями застали меня здесь, в Цхинвале. Считала, что мой долг быть вместе со своим народом в такой тяжелейший период.
Я сильно беспокоилась, не пострадали ли наши работники во время боевых действий, но не могла дойти до типографии из-за интенсивного обстрела.
10 августа мне пришлось выехать во Владикавказ, поскольку моя мать попала в больницу с инсультом, полученным на нервной почве. Она знала, что мы остались в Цхинвале и очень волновалась за нас. Покидали мы Цхинвал рискуя жизнью. Мы с супругом посадили в нашу машину еще и соседей, и сперва добрались до Заготзерно. По дороге попали под обстрел, пуля попала в бензобак и бензин вытек. Нам пришлось остановиться. Затем нас посадили в «Газель», который проезжал по этой дороге и таким образом под обстрелами добрались до Дзау, а оттуда во Владикавказ.
К сожалению, матери не удалось выкарабкаться и 18 августа мы ее потеряли. Для меня это была тройная трагедия. С одной стороны, уход матери, с другой – гибель многих наших знакомых. К этому добавились еще и переживания по поводу разрушений, причиненных типографии. Вместе с тем, август 2008 года принес самую большую радость для всего нашего народа – нас признала Российская Федерация. Не знаю, где бы мы были сегодня без помощи России.

– Каким образом удалось запустить работу типографии после разрушений, причиненных предприятию в ходе боевых действий?

– После завершения боевых действий в Цхинвале я попала наконец в типографию и застала картину полного разгрома. Типография очень пострадала, обвалилась крыша, оборудование было повреждено от пуль, включая красочный аппарат офсетной машины. Над моим кабинетом застрял неразорвавшийся снаряд. Вся бухгалтерская документация была разбросана по территории предприятия. Не было ни оргтехники, ни компьютеров. Придя на работу, мы фактически ничего не застали.
Учитывая, что нужно было срочно выпускать газету, я обратилась к сотрудникам российского МЧС с просьбой предоставить типографии дизель-генератор из тех, что привезли в республику в качестве гуманитарной помощи. Наша просьба была удовлетворена. Кроме того, позвонила своим коллегам во Владикавказ и в Москву с просьбой помочь с приобретением валов офсетной машины. Они помогли, благодаря этому удалось починить красочный аппарат. Все сработали очень оперативно и организованно, как итог – в течение недели был налажен выпуск газет «Республика» и «Южная Осетия». Работать в условиях разрухи было тяжело, но все понимали, что надо выпускать газеты.
Чуть позже встал вопрос о дальнейшей судьбе здания типографии. Первоначально планировалось снести его и построить новое, одноэтажное. Я не согласилась с этим предложениям и требовала внести типографию в список объектов, подлежащих восстановлению. Нам удалось добиться положительного решения и в течение двух лет в типографии проводился капитальный ремонт. Было очень сложно заниматься непосредственными функциональными обязанностями и одновременно контролировать ход ремонтных работ, но мы справились. Помимо капремонта, по гуманитарной линии в конце 2008 – начале 2009 гг. было получено новое оборудование – печатный аппарат Рыбинского завода полиграфических машин, на ней сегодня печатаются газеты «Южная Осетия» и «Хурзарин». Также типография получила фальцевальную машину и резальную гильотину немецкого образца. Кроме того, модернизация типографии производилась и в рамках программы социально-экономического развития республики. На выделенные средства в размере 20 миллионов рублей мы приобрели систему СТР и цветную офсетную машину. Все остальное постепенно доукомплектовывали своими силами.
Поствоенный период сопровождался большими трудностями, отсутствовали заказчики, из-за нехватки средств было сложно выплачивать зарплату, но мы выстояли. С 2008-го по 2020 год типография стабильно показывала прибыль. Единственный период, когда наше предприятие понесло убытки и почти 5 месяцев не смогло выплачивать налоги государству, был связан с пандемией коронавируса. Но мы все наверстали, выплатили долги и сегодня Полиграфическое производственное объединение снова является прибыльным предприятием.

И. ТЕДЕЕВА