Каталония. Взгляд из Осетии

Актуальные и политически противоречивые события, происходящие в Каталонии, обсудили в Южной Осетии на первом заседании экспертного совета клуба молодых политологов.

Участники заседания не только высказали свое мнение о ситуации в Каталонии, но и провели некоторые параллели, связанные со сложившимся политическим полем перед проведением референдумов обеих стран – в настоящее время в Каталонии, и в 1992 году в Южной Осетии.

Каталония – прецедент для изменения позиций Европы к Южной Осетии?

Вкратце о Каталонии, об исторических и экономических условиях, в которых возникло и развивалось стремление каталонцев к обретению независимости, рассказал в своем докладе председатель республиканской молодежной общественной организации «Единая Алания» Михаил Кочиев.

Он обозначил экономический фактор, а также провел небольшой исторический экскурс культурного, политического и экономического развития Каталонии.

«Некоторые пользователи интернета осетинского сегмента, особенно социальной сети Facebook, стали проводить параллели недавних событий в Каталонии с борьбой Южной Осетии за независимость от Грузии. Бытует мнение, что успех каталонского дела сможет послужить и прецедентом для изменения позиций Европы по отношению к Южной Осетии. Не вдаваясь в подробности, сразу же хочу указать на иллюзорность этих предположений», – подчеркнул он.

Михаил Кочиев также отметил коренные отличия каталонского референдума от референдумов в Южной Осетии и в Крыму.

«В каталонском референдуме  приняли участие только 44% лиц, обладающих правом голоса, тогда как в референдуме Южной Осетии в 1992 году – 96,9%, в Крыму в 2014 году составило больше 83%, а в Севастополе почти 90%. Югоосетинские референдумы соответствовали законам СССР от 1990-91 годов, Каталонский референдум не соответствовал законам Испании.

Южные осетины создавали тогда вооруженные отряды и оказали вооружённое сопротивление. Каталонцы же, увидев, что мирным путем ничего не получается, отказались от дальнейшей борьбы», – уточнил он.

Низкую явку на референдум в Каталонии, по его словам, можно свалить на действия испанской полиции, но стоит вспомнить, что в день проведения референдума в Южной Осетии Цхинвал и крупные населенные пункты республики подвергались артобстрелу, но, тем не менее, люди, рискуя жизнью, ради свободы шли на избирательные участки.

«Дмитрий Медоев в СМИ отметил, что все происходящее в Испании – это внутреннее дело Испании, главное, чтобы все процессы оставались в рамках законодательства государства и соответствовали международным принципам.

А молодежь Южной Осетии готова дружить с каталонской молодежью, сотрудничать со своими сверстниками в области науки, культуры и спорта, тем более, что в Барселоне уже открыто наше Представительство», – завершил выступление Михаил Кочиев.

РЮО необходимо сконцентрироваться на внутренних проблемах

Со словами предыдущего докладчика согласился заместитель министра иностранных дел республики Алан Кочиев.

По его мнению, в сложившейся ситуации самым главным аспектом является то, что у каталонцев борьба за независимость носит больше экономический характер, чем политический и экзистенциальный, поэтому сравнивать борьбу Южной Осетии за свои права и обретение независимости с борьбой каталонского народа за обретение независимости не совсем правильно.

«В международном праве бытуют два набивших оскомину принципа: принцип территориальной целостности государств и принцип самоопределения народов и нации. Эти два пункта находятся в едином списке – в уставе Организации Объединенных Наций (ООН), должны дополнять друг друга. В рамках отдельного государства народ имеет право на самоопределение только в том случае, если речь идет об угрозе исчезновения народа и его идентичности, и если говорить о Каталонии, то у нее нет такой угрозы. В любом случае признание Каталонии никаких бонусов Южной Осетии не принесет, даже если она будет признана международным сообществом», – сказал он.

С точки зрения Алана Кочиева, для Южной Осетии на данный момент лучше сосредоточиться и сконцентрироваться на внутренних проблемах, заниматься укреплением государственности и улучшением благосостояния народа.

ПМР стремится к признанию, а не  экономическим выгодам

Слово было предоставлено послу Приднестровской Молдавской Республики в Южной Осетии Егору Кочиеву, который отметил, что Приднестровье и сейчас находится в сложной ситуации и аналогию проводить с Каталонией, также, как и проводить аналогию Южной Осетии с Каталонией, не совсем корректно.

«Происходящие события – это внутреннее дело Испании и Каталонии, в случае признания экономические выгоды у Каталонии, скорее всего, будут, а к политическим они особо и не стремятся. А Приднестровская республика стремится к признанию, и если бы «Меморандум Козака» – план решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдавии был подписан, то, я думаю, что на тот момент территориальная проблема Приднестровья и Молдавии была бы решена, но молдавские друзья, не без подсказок Запада и США, отказались от такого урегулирования проблемы. В 2006 году прошел еще один референдум в Приднестровье, на котором народ четко и ясно выбрал курс на независимость и международное признание, а Каталония, я думаю, будет решать свои проблемы в другом ключе», – отметил Егор Кочиев.

В результате общения и дискуссий участники круглого стола пришли к единому мнению, что сравнивать Южную Осетию и постсоветское пространство в целом с вопросом Каталонии неправильно и некорректно.

Кому выгодно разжигание национализма и сепаратизма в Каталонии?

Кандидат политических наук Сослан Плиев еще более категорично подчеркнул: «Сегодня в Южной Осетии говорить о том, что мы поддерживаем Каталонию или в будущем поддержим, это крайне неправильно, как и проводить аналогию. На территории Южной Осетии нарушался основной закон международного права – это право на жизнь, право на свободу, благодаря которому мы и воспользовались принципом права на самоопределение народа».

К тому же, как отметил Сослан Плиев: «Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно».

«А разжигание национализма и сепаратизма в Каталонии выгодно НАТО. У меня есть выдержка из статьи, где премьер-министр Каталонии в 2014 году заявил о том, что хочет стать членом НАТО. Выгодно Германии, учитывая то, что Каталония является одной из сильнейших экономик в Испании, а Германия – лидер ЕС не заинтересована в том, чтобы были еще сильные экономики помимо нее. США также заинтересованы в раскачивании зоны для обрушения курса евро по сравнению с долларом, и есть еще и географические моменты – Барселона обладает портами, которые для мобильной переброски войск и для организации натовских баз очень привлекательны для давления на Европу», – рассказал он и обозначил также ряд других факторов, способствующих нагнетанию обстановки в Каталонии извне.

«Многие даже Россию обвиняют в разжигании, но Россия меньше всего заинтересована в нестабильной Европе.

А мы – молодое государство, и торопиться с признаниями и с поддержкой кого-либо не стоит.

Южной Осетии необходимо сконцентрировать свои силы на усилении государственных институтов и на развитии экономики, именно эти приоритеты должны стать нашим основным вектором на ближайшие 10-15 лет, а дальше будем двигаться с нашим стратегическим партнером – Российской Федерацией», – резюмировал Сослан Плиев.

 

Мирное разрешение конфликта в Каталонии неизбежно

Начальник аналитического отдела информационно-политического управления Администрации Президента РЮО Вячеслав Джабиев также сакцентировал свое внимание на экономическом интересе Каталонии в процессе ее стремления к независимости.

«В Испании есть и Мадридская автономия, которая платит налоги вдвое больше, чем Каталония, но, тем не менее, отделяться они не хотят, и я вижу, что руководство Испании достаточно мудрое, чтобы не начать там кровопролитие, так как это даст обратный эффект событиям. Конечно, прогнозы делать преждевременно, но все же я думаю, что отделение не произойдет по многим причинам. Уже было подчеркнуто, что Каталония – одна из самых богатых территорий Испании. 65% дохода каталонцев – от туризма. И именно туризм в первую очередь реагирует на военные действия. Если в Каталонии не будет развит туризм, а посещают ее ежегодно около 8 млн. туристов, то территория сразу же обеднеет. Поэтому мирное разрешение конфликта неизбежно», – отметил он.

В завершение модератор круглого стола Юрий Вазагов заключил, что действительно прямых бонусов от ситуации в Каталонии Южная Осетия не будет иметь. Но если в целом количество подобного рода прецедентов достигнет определенной критической массы, то, по его мнению, это вынудит уже более крупных геополитических игроков искать какие-то общие правила урегулирования подобных ситуаций, чтобы они не приводили к обострению в более широком масштабе.

Какие все же меры Южная Осетия может предпринимать в плане расширения своего международного признания, клуб молодых политологов решил обсудить в ходе следующих встреч.

Мадина СОЛОЕВА