Динамичные и противоречивые процессы, происходящие в регионе Южного Кавказа вследствие глобальных геополитических сдвигов, начинают все интенсивнее влиять на ситуацию вокруг Южной Осетии. При этом можно проследить несколько доминирующих разнонаправленных тенденций, каждая из которых способна породить определенные угрозы безопасности РЮО.
Прежде всего речь идет о заметной активизации западных стран в регионе после начала Специальной военной операции. Их ключевой мотив – создать дополнительные проблемы Российской Федерации и отвлечь ее внимание от достижения основных целей на украинском направлении. Прямой результат усилий, предпринятых пресловутым коллективным Западом – все убыстряющийся дрейф Армении от России и массированная кампания по оказанию жесткого давления на правительство Грузии. Осторожную «Мечту», стремящуюся избежать участи Михаила Саакашвили, потерпевшего сокрушительное военное поражение в 2008 году, западники намерены заменить на более управляемую власть. Что будет потом, догадаться несложно. Как минимум Грузию принудят присоединиться к санкционному режиму против РФ, а то и вовсе перейти к политике провокаций.
Если исходить из наиболее распространенных прогнозов, предстоящие парламентские выборы окажут решающее влияние на дальнейшую судьбу Грузии, во многом определив новый формат ее отношений с западными странами.
Вторая доминирующая тенденция, проявившаяся на Южном Кавказе за последние годы, связана с резким усилением позиций тюркского тандема (Турция-Азербай-джан) после ликвидации независимости Республики Арцах. Главная угроза для Южной Осетии в данном случае заключается в том, что быстрый разгром Нагорного Карабаха породил опасные иллюзии в умах грузинских элит. В политических кругах Грузии вполне серьезно обсуждают различные сценарии, опираясь на тактику Ильхама Алиева. В том числе, рассматривается необходимость выстраивания тесных отношений с сильными игроками, которые могли бы оказать соответствующее влияние на Россию в вопросах дальнейшей поддержки Южной Осетии и Абхазии.
В качестве таковых нынешние власти Грузии рассматривают Турцию и Китай, с каждым годом усиливающий свое присутствие на Южном Кавказе. Причина проста – через этот регион проходят важные для Поднебесной транзитные коммуникации, среди которых особое место займет глубоководный порт Анаклия.
Сам по себе китайский фактор на Южном Кавказе носит нейтральный характер по отношению к Южной Осетии и Абхазии. На данном этапе китайцы по вполне понятным причинам демонстрируют отсутствие какого-либо желания, грубо говоря, влезать в сферу влияния России. И есть все основания полагать, что грузинским элитам будет значительно сложнее впаривать китайским стратегическим партнерам давно протухший товар под названием «восстановление территориальной целостности», нежели это происходило в случае с западными деятелями.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕЖНИХ ЦЕЛЕЙ
Во многом под влиянием выше обозначенных процессов Южная Осетия и Абхазия за последние пару лет сталкиваются с новым витком информационной агрессии со стороны Грузии. Исходя из применяемого инструментария, против наших республик используются не только привычные методы информационной борьбы, но и более современные технологии, ставшие плодом западных наработок в области когнитивных войн.
Главная цель массированной поэтапной кампании – подрыв российского влияния в Абхазии и Южной Осетии. Вторая задача связана с дискредитацией государственных институтов и подменой базовых нарративов, обеспечивавших внутреннюю консолидацию осетинского и абхазского обществ на протяжении последних трех десятилетий. Проще говоря, речь идет об игре на внутренних противоречиях, подрыве патриотических настроений, умелом использовании национальных фобий и стереотипов. Осетин и абхазов вовлекают в деструктивную повестку, чуждую национальным интересам, сосредотачивая их внимание на ложных целях.
Конкретными исполнителями этих операций на информационном поле выступают достаточно многочисленные грузинские медийные ресурсы, блогеры и представители экспертного сообщества. Любой скандал или же негативный информационный повод в Южной Осетии раскручиваются ими с точки зрения последствий «оккупации» и «колониального диктата» России, «нелегитимности сепаратистских режимов» и т.д. И что самое неприятное и опасное, отработкой определенных направлений в рамках указанных операций занимаются некоторые другие ресурсы, позиционирующие себя как российские или же осетинские. По крайней мере, они практически синхронно поднимают те же темы с теми же акцентами и точно так же работают над дискредитацией государственности Южной Осетии.
Наиболее часто повторяемый сюжет, который информационно привязывается к чему угодно, касается порядком поднадоевшего обыгрывания конспирологической версии о «сливе» Южной Осетии и Абхазии Москвой в обмен на определенные уступки со стороны Грузии. Якобы Бидзина Иванишвили может предложить России нечто такое, от чего она отказаться не сможет, пожертвовав ради этого единственными надежными военно-политическими плацдармами на Южном Кавказе. Якобы нейтралитет Грузии и ее обещание не вступать в НАТО могут расцениваться как достаточная цена за подобный размен.
Если обобщить тезисы, постоянно вбрасываемые в информационное пространство и блогосферу, то они примерно такого характера:
«Эти территории не более чем разменная монета в играх России. Они нужны России лишь в качестве инструмента давления на Грузию, чтобы помешать ей вступить в НАТО»;
«Россия не заинтересована в развитии оккупированных территорий, но в случае возвращения в Грузию их ждет бурное экономическое развитие, уникальный туристический рай с тысячами рабочих мест»;
«Не нужно жить фантомными болями 30-летней давности. Грузия – единственная страна, которая может вам помочь, защитить национальную и культурную самобытность».
Шаг за шагом наши противники пытаются сконструировать нужную им картинку мира в мозгах жителей Южной Осетии и Абхазии. Если сценаристам этой массированной кампании удастся добиться своей цели, они перейдут к реализации следующего этапа операции. Ее суть, не сложно понять на примере процессов, приведших к уничтожению государственности Республики Арцах.
ЭРЗАЦ ВОВЫ
Одним из грузинских «диванных воинов», рьяно подвизающихся на фронте нового витка информационной войны против Южной Осетии и Абхазии, является русскоязычный грузинский блогер Сергей Чичинадзе. Судя по регулярности его передач (3-4 раза в неделю), он явно отрабатывает проектные деньги, штампуя однообразные сюжеты. Особой оригинальностью наш «диванный воин» не страдает, используя из раза в раз набор банальных клише на уровне 5-го класса. От других грузинских блогеров, отрабатывающих югоосетинскую и абхазскую тематику, его отличает чрезмерная склонность к поверхностным спекуляциям и банальному пустословию.
Возьмем, к примеру, заголовки некоторых сюжетов тифлисского блогера:
– «Забирайте Абхазию и Южную Осетию» /Захарова поддержала Грузию?;
– «Каха вернет территории» /Путин договорился с Каладзе?;
– «Южная Осетия – это Грузия» /Шойгу поддержал Тбилиси?.
Просмотр этого информационного хлама производит удручающее впечатление. Неграмотные спекуляции Чичинадзе зачастую напоминают беспредметные понты тбилисских тинейджеров, выдавая с головой его зыбкие познания в матчасти. Жертва современной грузинской системы образования, судя по всему, информацию об исторических событиях, черпает исключительно из третьесортных интернет-ресурсов. Достаточно разобрать его передачу по отмененному в последний момент визиту секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу в Южную Осетию. Основываясь целиком на фейках, почерпнутых из анонимных пабликов, он в сотый раз утверждает, якобы власти Южной Осетии впали в немилость к Кремлю и это типа хорошо для Грузии, поскольку в таком случае будет проще договориться с Москвой о «возвращении территории Цхинвальского региона».
С точки зрения уровня исполнения проект Чичинадзе – это не очень качественное продолжение предыдущих начинаний грузинского агитпропа типа передач Владимира Санакоева, каналов «Ала-ния», ПИК и т.д. Так сказать, малобюджетный эрзац.
АКТУАЛЬНЫЕ НЮАНСЫ
Вместе с тем, надо признать, что в определенном плане расчеты тех, кто стоит за информационными операциями против Южной Осетии, все же срабатывают. По недомыслию или по умыслу некоторые осетинские блогеры бредни Чичинадзе начали тиражировать в осетинском сегменте соцсетей. С ним спорят, его опровергают, его цитируют и тем самым способствуют тому, что в общественное мнение Южной Осетии вбрасывается повестка, нужная нашим южным соседям.
Из сложившейся ситуации можно сделать несколько выводов.
Первое – общественность и политические круги Южной Осетии плохо готовы к отражению нового витка информационной агрессии со стороны Грузии. Они поддаются навязываемой повестке.
Второе – в югоосетинском политикуме исчезло понятие о «красных линиях», переход за которые наносит ущерб национальным интересам Южной Осетии. Именно поэтому недружественные ресурсы и паблики регулярно получают богатый фактологический материал, используемый против РЮО. Между тем, есть все возможности конкурировать с политическими оппонентами и при этом не смешивать республику с «ассенизационными массами», создавая негативный образ ее государственным институтам.
И, наконец, третий вывод – в Южной Осетии необходимо внедрять кардинально новые подходы в сфере обеспечения информационной безопасности на платформе возрожденных ценностных нарративов. Это не означает ужесточение цензуры, речь о консолидации югоосетинских блогеров, журналистов, людей, имеющих отношение к информационной сфере на почве понимания вызовов, стоящих перед республикой. Помимо этого, новые подходы также подразумевают большую активность и оперативность в борьбе с дезинформацией, а также ведение постоянной разъяснительной работы с общественностью. Надо учесть, что политизированность местного сообщества вовсе не означает правильную расстановку приоритетов.
А. ТЕДЕЕВ