Грузию лихорадит после первого тура президентских выборов

Будет ли Саакашвили помилован в Грузии?

Сможет ли Грузия без сотрясений выйти из выборных баталий? Этот вопрос стал одним из главных после прошедших президентских выборов. Как известно, на пост главы государства претендовали 25 кандидатов, однако в лидеры вырвались лишь двое, оставив других далеко позади. Независимый кандидат, экс-глава МИД Саломе Зурабишвили, поддерживаемая правящей партией «Грузинская мечта», набрала 38,64% голосов, ее главный соперник от оппозиции, кандидат от «Единого национального движения» Григол Вашадзе – 37,74%.

Оппозиция держит удар
Интрига заключается в том, кого поддержат оставшиеся за бортом кандидаты. Ответ не заставил себя долго ждать. Оппозиционные партии, которые во втором туре президентских выборов решили поддержать Григола Вашадзе, создают координационный совет. С такой инициативой выступил кандидат в президенты от партии «Европейская Грузия – движение за свободу» Давид Бакрадзе, оказавшийся на третьем месте с примерно 11 % голосов.
«Мы собираемся активно сотрудничать с этой и с другими партиями, чтобы в будущем в едином формате успешно завершить единый консенсус грузинского общества в связи с отправкой «Грузинской мечты» домой», – заявил член ЕНД Леван Бежашвили.
При таком раскладе шансы Зурабишвили на получение президентского кресла становятся призрачными. «Грузинская мечта» с ее административным ресурсом, не сумевшая получить преимущество в первом туре (один процент ничего не решает), легко может уступить лидерство во втором туре, который должен пройти до 2 декабря.
При этом Вашадзе уверен, что победит во втором туре и утверждает, что по собственным подсчетам, он опережает конкурента в первом же туре. Итак, предстоит серьезная схватка. Каков на сегодня расклад сил и что он принесет оппонентам?

Зурабишвили не теряет надежду
Независимый кандидат Саломе Зурабишвили выступила с первым заявлением после выборов. Она опровергла распространенную в СМИ информацию о том, что якобы не будет участвовать во втором туре, и поблагодарила проголосовавший за нее электорат, подчеркнув, что пришла к финишу первой. «Спасибо всем, кто поддерживал нас. То, что произошло 28 октября, это победа всех вас… У нас первое место в первом туре. Телекомпания «Рустави 2» твердит, что я могу снять кандидатуру… Видимо, меня нехорошо знают… Я упрямая, иду до конца… Я готова к борьбе, потому что я верю в вас. Я верю в ваш выбор»,- заявила Зурабишвили на брифинге во вторник.
Шли разговоры, что Зурабишвили обвинила «Грузинскую мечту» в том, что ее предвыборная кампания не была проработана должным образом, и пригрозила Бидзине Иванишвили снять свою кандидатуру с выборов и что Зурабишвили намерена выступать не как сторонник или представитель этой партии, а как независимый кандидат. В этом отношении ясности нет.
«Я верю в то, что вы хорошо понимаете, что сегодня предстоит выбрать не из двух кандидатов, двух партий, а сегодня предстоит выбрать из двух Грузий, – уточнила Зурабишвили. – Какой мы хотим Грузию – это наш выбор и это второй тур». Осторожность Зурабишвили, вероятно, связана с тем, что результаты состоявшихся выборов, в которых она ассоциировалась как представитель правящей партии, оказались не такими, как предполагалось.

Страшилки от власти
Власть держит избирателей в напряжении – депутат из парламентского большинства Гедеван Попхадзе заявил журналистам, что если президентом станет Вашадзе, то в страну вернется Михаил Саакашвили, будут помилованы бывшие чиновники и это будет «шагом к началу гражданской войны».
Однако Вашадзе считает волнения представителей правящих властей напрасными. «Никакого реванша, гражданской войны, противостояния или угнетения политических оппонентов, запугивания и физической расправы с ними не будет, потому что государство нужно спасать», – сказал Вашадзе.
Он также разъяснил свои недавние заявления о том, что в случае победы на выборах намерен помиловать Михаила Саакашвили и освободить арестованных экс-чиновников. По словам Вашадзе, у него есть желание всех помиловать, но для этого необходимо подключение прокуратуры и комиссии по помилованию, следовательно, этих людей «должно помиловать государство, согласно действующему законодательству».
В то же время премьер-ми-нистр Грузии Мамука Бахтадзе намекнул на планируемые правительством радикальные реформы. В этой связи политолог Гела Васадзе поясняет: «Это не только выборы президента, это своеобразный референдум по доверию к «Грузинской мечте» и лично к Бидзине Иванишвили. Кроме того, у президента есть важная опция -возможность помилования, которая закрывает все уголовные дела против Саакашвили и его соратников, которые были осуждены, и возвращает их в политику. А это значит полное переформатирование политического поля Грузии».

Саакашвили не будет просить помилования
Михаил Саакашвили заявил, что не намерен просить помилования у президента, «так как не совершал преступлений», и будет защищать свои права в суде. «Я не собираюсь просить помилования ни у президента Маргвелашвили (действующий президент), ни у президента Вашадзе. Видимо, меня с кем-то путают. Я ничего не забирал из Грузии и все, что имел, отдал в президентскую библиотеку…», – заявил Саакашвили в эфире телекомпании «Рустави-2». Саакашвили также считает, что будет лучше, если арестованные бывшие чиновники, после того как выйдут на свободу, не вернутся в политику, а будут лечить свое здоровье.
«В политику должны прийти новые люди. Все твердят, «националисты возвращаются!». Какие еще националисты?! Новым людям нужно дать путь», – добавил он, отметив, что сам не собирается в случае победы Вашадзе на президентских выборах занимать какую-либо должность в Грузии.
«Я не хочу никаких должностей в Грузии, но это не означает, что я не буду высказывать свою активную позицию», – добавил он.

Что ожидает Грузию?
Минимум через месяц ситуация прояснится и граждане Грузии узнают имя нового президента своей страны. Но что несет предстоящий месяц грузинскому обществу? Гражданское противостояние или процветание некогда цветущей под крылом Советского Союза соседней страны?
Время покажет…

Н. АЛБОРОВА