Геополитические изменения открывают новые перспективы для Южной Осетии

Специальная военная операция, начавшаяся 24 февраля прошлого года, ускорила процессы, направленные на радикальную перестройку сформировавшейся в течение последних десятилетий геополитической архитектуры мира. Речь прежде всего идет об отказе от гегемонии коллективного Запада, влиявшего на ситуацию во всех ключевых регионах планеты в пользу формирования более сбалансированного миропорядка.
По сути, решение руководства РФ защитить народные республики Донбасса и остановить новую версию западного «Дранг нах Остен» стало Рубиконом, после которого конструирование качественно иной геополитической реальности приобрело дополнительную динамику. Расклад сил в международных делах начал меняться, открывая новые возможности для России и ее союзников, включая Южную Осетию. Изменения в первую очередь коснутся дипломатической изоляции и пресловутой политики непризнания, проводимой западными странами, поддерживающими официальный Тбилиси в конфликте с Южной Осетией и Абхазией. Ни для кого не секрет, что расширение международного признания РЮО и Абхазии тормозилось прежде всего из страха перед западными санкциями. После августа 2008 года многие страны были готовы пойти на установление контактов с Цхинвалом и Сухумом, однако опасались последствий. Теперь же складывается другая ситуация. Она связана с ускорившимся формированием нового полюса в мировой политике, где ведущую роль играют Китай и Россия. Одним из ключевых форматов взаимодействия на международной арене на сегодняшний день является группа БРИКС. Название объединения представляет собой аббревиатуру из первых букв англоязычных названий, вошедших в нее государств – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Созданная в 2006 году, БРИКС долгое время не играла сколь-нибудь значимой роли в международных делах, но буквально за последние два года ее неформальный статус стал резко меняться. На сегодняшний день порядка 30 государств изъявили желание вступить в это объединение или же готовы к разноформатному сотрудничеству. Среди них влиятельные региональные игроки, такие как Турция, Египет, Саудовская Аравия, Иран, Аргентина, Венесуэла, Индонезия и многие другие. Прием новых стран в БРИКС будет обсуждаться на предстоящем саммите объединения, который должен пройти 22-24 августа в ЮАР.
Можно с уверенностью констатировать, что специальная военная операция РФ, помимо решения заявленных целей на украинском направлении, стала катализатором процесса превращения БРИКС в альтернативу коалиции западных стран, пытающихся любой ценой сохранить доминирование в мировой геополитике. Самое интересное в том, что, по мнению ряда турецких и российских аналитиков, старт нынешних изменений произошел в 2008 году. Среди ключевых событий того года они выделяют операцию российских войск по принуждению Грузии к миру, когда Россия впервые с 1989 года бросила вызов Западу, защитив Южную Осетию и Абхазию, а затем признав их независимость. В том же году в США к власти пришли демократы, занявшиеся претворением в жизнь либерально-демократической модели мироустройства, то бишь пресловутого «порядка, основанного на правилах». Именно истеричные попытки Соединенных Штатов навязать всему миру свои «правила» вызвали нарастающее сопротивление остальных стран. В авангарде протеста против мировой гегемонии в силу целого ряда причин, обусловленных в том числе факторами исторического характера, оказалась Российская Федерация. Многие эксперты и аналитики сходятся во мнении, что ближайшие годы будут решающими в плане становления контуров нового миропорядка, определив дальнейшую роль и положение ключевых геополитических игроков.
Возвращаясь к теме ожидаемого расширения БРИКС, отметим, что данное объединение пока трудно назвать полноценной международной организацией наподобие ЕС или НАТО. Однако учитывая цели участников группы, создание подобных закостенелых бюрократических структур не является приоритетной задачей ни для Пекина, ни для Москвы. Главное – добиться нивелирования гегемонии США и НАТО, вернуть верховенство норм международного права, попранных многочисленными интервенциями западных стран против неугодных режимов, тотальными санкциями против конкурентов, заказным международным правосудием, секретными операциями спецслужб по устранению непослушных и т.д.
Как отметил недавно глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, выступая перед прессой по итогам заседания министров иностранных дел стран БРИКС в Кейптауне, речь идет о становлении новой организации, основанной на принципах равенства, взаимоуважения, консенсуса, невмешательства во внутренние дела друг друга и строгого следования Уставу ООН. «БРИКС не выбирает для каждой конкретной ситуации выгодный ему принцип. Считаю, что БРИКС символизирует эволюцию многополярного мира, обсуждаемого всё чаще и чаще», – подчеркнул министр иностранных дел России.
По словам Лаврова, суть этой эволюции заключается в том, что государства Азии, Африки и Латинской Америки укрепляют свои экономические позиции, демонстрируют стремление и готовность отстаивать суверенные национальные интересы и играть равноправную роль в глобальных процессах. «Ускоряется становление более справедливого, полицентричного миропорядка. Уходит в прошлое однополярный уклад, «заточенный» на создание привилегий для одной узкой группы стран путем навязывания всем остальным неких правил и стандартов, которые диктуются эгоистическими интересами и не учитывают коренные основополагающие принципы международного права», – заявил глава МИД РФ.

Расширение контактов
В Южной Осетии и Абхазии внимательно отслеживают происходящие изменения, стремясь использовать открывающиеся изменения для продвижения собственной повестки на международной арене. Президент РЮО Алан Гаглоев в своем Послании, озвученном 29 мая, дав оценку происходящим кардинальным геополитическим переменам, отметил, что «сегодня исторические события определят контуры будущего для большинства государств Европы и Азии». В этой связи он призвал Министерство иностранных дел республики ориентироваться на расширение внешнеполитических контактов, направленных на обеспечение дальнейшего признания республики иностранными государствами.
«В этой работе следует максимально задействовать новые информационно-коммуникационные технологии, оперативно реагировать на все, что касается интересов нашего государства. Необходимо как можно шире транслировать наши подходы и позиции, в том числе на иностранных языках, продвигать объективную информацию о нашей стране, ее прошлом и настоящем, о внутренней и внешней политике», – сказал Алан Гаглоев.
Следует отметить, что внешнеполитические контакты, осуществленные руководством страны и МИД РЮО за последний год, позволили обозначить ряд направлений, где Южной Осетии может сопутствовать успех при должной концентрации усилий во взаимодействии с ближайшими союзниками и партнерами.
Одним из таковых направлений является Латиноамериканский регион, учитывая «новый левый поворот», знаменующийся приходом к власти в наиболее влиятельных странах Латинской Америки левых социалистических правительств, традиционно настроенных против диктата Вашингтона и симпатизирующих России. То, что два государства Латинской Америки – Венесуэла и Никарагуа – признали независимость Южной Осетии и Абхазии, во многом было обусловлено устойчивыми антиамериканскими настроениями, характерными для большинства стран региона.
На сегодняшний день левые оказались у власти сразу в 6 крупнейших странах региона – в Аргентине, Бразилии, Чили, Колумбии, Мексике и Перу. Кроме того, почти все страны Латинской Америки отказались поддерживать санкции против России, а некоторые из них, включая Аргентину, Мексику, Никарагуа и Уругвай, изъявляют готовность расширить сотрудничество с БРИКС. Подобные процессы открывают для Южной Осетии определенные возможности по расширению внешнеполитических контактов на латиноамериканском направлении. И об этом, в частности, шла речь в ходе встречи Президента Алана Гаглоева с делегацией Никарагуа на полях Петербургского международного экономического форума. Спецпредставитель Президента Никарагуа Лауреано Факундо Ортега Мурильо поддержал настрой югоосетинской стороны на активизацию сотрудничества и дальнейшее сближение двух стран. Он выразил готовность развивать отношения Южной Осетии и Никарагуа, обратив внимание на благоприятствующие геополитические изменения. «Мы готовы развивать отношения между нашими странами во всех сферах. Никарагуа сейчас погружена в ту трансформацию, которую переживает весь мир. Наблюдаем рождение нового мультиполярного миропорядка. Мы должны работать вместе, поддерживать друг друга, чтобы противостоять агрессии Соединенных Штатов и Европы, справляться с наложенными санкциями. Уверен, что с Южной Осетией у нас очень большой потенциал для развития отношений», – заявил спецпредставитель никарагуанского лидера.
Другими словами, Манагуа не только готова к динамичному сотрудничеству, но и не прочь помочь официальному Цхинвалу в прорыве дипломатической блокады, организованной западными странами против молодой республики.
То же самое касается перспектив взаимодействия с другим латиноамериканским государством, признавшим независимость РЮО – Венесуэлой. Сигналы со стороны руководства Юж-ной Осетии о стремлении к более активным контактам с Каракасом уже прозвучали. В частности, в недавнем поздравительном послании, адресованном Николасу Мадуро в связи с Днем независимости Боливарианской Республики Венесуэла, Алан Гаглоев выразил благодарность руководству этой страны за поддержку Южной Осетии на международной арене. Он выразил уверенность в том, что «Южная Осетия и Венесуэла смогут в полной мере реализовать значительный потенциал двустороннего сотрудничества, обогатив его новыми примерами успешного взаимодействия, отвечающего интересам обеих стран».
Учитывая изменения, происходящие в мире, активные усилия в сфере внешней политики в сочетании с широким использованием новых информационно-коммуникационных технологий действительно могут принести результаты в деле укрепления международных позиций нашей республики, что в полной мере отвечает национальным интересам Южной Осетии. Российская Федерация со своей стороны неоднократно выражала готовность содействовать налаживанию связей РЮО и Абхазии с другими странами, призывая использовать весь доступный инструментарий, включая потенциал сферы культуры.

Сергей ПУХАЕВ