СВО на Украине продолжается уже полгода и есть основания, как строить сценарии дальнейшего развития событий, так и для подведения предварительных итогов. Сейчас можно говорить о том, что происходящее – не спонтанный процесс, условия для которого сформировались в последние несколько месяцев до 24-го февраля, но часть долговременной стратегии коллективного Запада, направленной сначала против СССР, а затем против постсоветской России.
В пользу этого утверждения говорит то, что отказ советской стороны от идеологических основ некогда могущественной державы ничего не изменил в подлинной мотивации англосаксов по отношению к народам Советского Союза, которые (особенно русский народ) воспринимаются в Европе и США, как откровенно враждебные этносы, не по заслугам владеющие огромными территориями и колоссальными приводными богатствами.
Наивная (или осознанная пре-дательская) уверенность лидеров позднего СССР М.Горбачева и первого президента РФ Б.Ельцина в том, что после признания в качестве приоритета «общемировых ценностей» Россией, она будет принята в клуб избранных народов на равноправных основаниях, привела к масштабной войне Запада против РФ.
Можно как угодно классифицировать происходящие сейчас процессы и называть их «гибридной войной» «прокси – войной» и т.д., но суть от этого изменится незначительно. Уже хотя бы то обстоятельство, что умению управлять системами залпового огня HIMARS и гаубицами M-777 невозможно научиться за период менее чем двенадцать месяцев. Из разных информационных источников известно, что целеуказания и наводка на цели этих систем выполняются американскими специалистами, а украинские военные выполняют только функции заряжающих.
Число терминалов Star link Илона Маска на Украине, обеспечивающих функции наводки на цели и обнаружения объектов для атаки (как правило, это расположение артиллерийских расчетов и местоположение военных аэродромов) составляет уже 20 тысяч единиц. А это означает, что в распоряжении ВСУ – скоростной широкополосный интернет, создающий преимущества в деле разведки и обнаружения боевых позиций российских ВС и народной милиции республик Донбасса.
Так что, говорить о прокси-войне можно только с большими оговорками и, учитывая отсутствие открытого противостояния двух основных субъектов глобального противостояния – США и России. Де-факто речь идет о прямом участии и США и других стран НАТО, которые также поставляют вооружения Украине, против России. А если учесть, что на стороне ВСУ воюют наемники из стран североатлантического блока, численность которых измеряется десятками тысяч, то становится понятно, применение термина «прокси-война» весьма относительно. Скорее можно утверждать (и это – точка зрения многих политиков и политологов разных идеологических установок и взглядов), что третья мировая война уже идет.
Идет по разным направлениям:
1) военному – ожесточение противоборствующих сторон достигло наивысшего уровня;
2) экономико-финансовому – грубое ограбление российских активов на Западе, хоть и вписывается в парадигму внешнеполитического поведения Запада по отношению к своим противникам (примеры – арест вкладов Ирана после свержения в 1979 году шаха Мохаммеда Реза Пехлеви; активов Ирака после Саддама Хусейна, средств Ливии, Афганис-тана), но по степени наглости и беззакония, а также размера средств занимает бесспорное малопочетное первое место в этом списке. Некоторые российские политики предлагают в качестве ответной меры национализировать собственность тех хозяйствующих субъектов, которая территориально располагается в пределах российских границ. Эта мера адекватна по сути, тем более, что, по финансовой оценке, предлагаемые к национализации средства сопоставимы по оценочной стоимости – около 300 миллиардов долларов США;
3) информационно-пропаган-дистскому – уровень русофобии и формирования образа врага в лице России достигли немыслимых по своей «фейковости» параметров. А в законодательство некоторых стран Европы уже готовятся поправки, смысл которых предусматривает уголовное преследование лиц, которые могут как-то оправдать действия России в войне на Украине.
Хронология событий
Не подлежит сомнению, что главным бенефициаром происходящего являются США. Если проследить хронологию событий начиная с 2013 года, то можно сделать следующие предварительные выводы:
1. Америка и Европа предприняли беспрецедентные меры по насильственной смене В.Януковича, которые многие безосновательно считали пророссийским политиком.
На самом деле, он отдавал себе отчет в том, что только экономическая интеграция с РФ обеспечит «незалежной» устойчивое поступательное экономическое, социальное политическое развитие, т.к. и технологически (в отраслях реального производства и кооперационно) и финансово и с точки зрения статуса страны – транзитера российских энергоносителей в Европу непредвзятый аналитик легко сделал бы вывод о целесообразности сохранения Киевом модели политического и экономического сотрудничества с РФ. А если учитывать низкую стоимость уже упоминавшихся энергоносителей для нужд промышленного производства Украины, ее агропромышленного комплекса и формирование на этой основе производства товаров с высоким уровнем ценовой конкуренции, то модель развития, выбранная В.Януковичем, суть которой состояла в формировании своеобразного моста между Россией с ее энергетическими ресурсами и Западом с передовыми технологиями, имела все шансы на реализацию. Но именно такая установка на интеграцию с Москвой и не устраивала Вашингтон, так как и там понимали, что экономическая интеграция неизбежно повлечет за собой интеграцию политическую. По крайней мере, людей, реализующих совместный бизнес, затруднительно заставить смотреть друг на друга в прицел автомата. Отсюда и всемерное поощрение майдана осени 2013 – февраля 2014 года, и визиты В.Нуланд с ее пресловутыми «печеньками» и выступления на митингах «майданутых» официальных лиц Прибалтики, Польши и Германии. Уже после тяжелых поражений ВСУ в Илловайских и Дебальцевских котлах была избрана иная стратегия – заключение псевдомирных соглашений (Минск 1 и Минск 2) формирование «серых зон» и строительство укрепленных районов в Мариуполе, Авде-евке, Краматорске и война на измор Донбасса с попутным обучением и идеологической накачкой ВСУ; Камуфлирование истинной мотивации Запада в отношении истинных намерений, заключающихся в отрицании намерений поставок летальных вооружений, что на поверку оказалось обыкновенным лицемерием.
2. Америке и Европе удалось сделать то, что не удавалось сделать с 1918 года, а именно развязать на российских и украинских просторах гражданскую войну. Попытки доказать обратное, и представить события как войну со стороны РФ, как захватническую, а с точки зрения Киева, как освободительную и справедливую, не выдерживают критики. Тем не менее, надо иметь в виду, что корни нынешнего противоборства уходят в прошлое. Решение по формированию одного из основных субъектов Союза ССР путем включения в него областей, населенных преимущественно недобитками дивизий «Нахтигаль» и СС «Галичина» и тут же – краснодонцами, у которых еще не высохли слезы по молодогвардейцам, не выглядит рациональным. Эта мина замедленного действия должна была когда-то сработать. Но нынешним кукловодам некогда заморачиваться такими тонкостями, когда речь идет не только о региональных отношениях на постсоветском пространстве, но, что самое главное, об изменении устоявшегося миропорядка, в котором все мало-мальски значимые решения принимаются в вашингтонском обкоме. Россию, возомнившую, что она может проводить суверенную политику по определению, по их мнению, надо ставить на место.
Методы и средства
Методы и средства не имеют особого значения. Средства – доллары, печатаемые в ФРС, их можно тратить практически в неограниченном количестве. Тем более, что миллиарды этих «обеспеченных» только гомерическим госдолгом США, направляемых на поддержку Украины, на самом деле идут, в основном, на финансирование американского же ВПК. К этому стоит добавить еще несколько приятных для Вашингтона бонусов, например – братоубийственная война восточных славян, ставящая крест на восстановление их интеграции в обозримом будущем; ослабление экономики Европы и снижение уровня конкурентоспособности ее товаров в силу резкого роста издержек ее производств на привычные до введения санкций дешевые российские энергоносители, вследствие этого – плавное перемещение предприятий из Германии в Америку – регион, в котором относительно дешевые сланцевые нефть и природный газ становятся решающим аргументом в соперничестве между отдельными субъектами «коллективного Запада». Плюс ко всему – продавленная Белым домом резолюция Генассамблеи ООН, которая «узаконила» фактический грабеж народов России, дав добро на отъем ее собственности в размере 300 млрд. долларов.
Натиск на Восток
Есть, однако, то, чего не учли западные стратеги в планах очередного за многовековую историю «Drang nah Оsten» (Натиск на Восток) – нет оснований полагать, что Россия, ее народы потерпят в этой войне поражение – и ее экономика выдержала тотальные санкции, и народ сплотился вокруг своего руководства и планы по изоляции Москвы в мировом масштабе не реализовались. Скорее, экономика самого Запада терпит серьезные потрясения, и уже достаточно явственно звучат в той же Европе голоса, призывающие к отмене санкций и перейти к переговорному процессу.
Здесь есть один существенный нюанс – в отношениях с Россией коллективный Запад всегда демонстрировал недоговороспособность, и у Москвы есть все основания полагать, что надеяться на соблюдение Западом каких-либо пунктов соглашений – все равно, что рассчитывать на внезапный переход крокодилов из отряда хищников в травоядные. Примером недобропорядочности США и их союзников может служить отказ от заверений позднего советского руководства в том, что НАТО «ни на дюйм» не расширится на Восток.
Действительно, после демонтажа организации Варшавского договора, смысл в самом существовании НАТО, казалось бы, исчез. Но именно приближение военного союза к границам РФ, в значительной степени и стало основным фактором и причиной военного противостояния на украинской земле, а заявленные цели СВО – денацификация и демилитаризация Украины являются единственно разумным базисом для будущих мирных переговоров.
Геннадий КОКОЕВ, экономист-политолог