Август 2008 и 2017 – недвусмысленные параллели

Девятая годовщина грузинской агрессии против Южной Осетии, отмечаемая в эти дни, вновь подвигла многих политиков и экспертов оценить ситуацию в регионе с точки зрения изменений в сфере безопасности, произошедших за этот период.

Российское вмешательство, остановившее доведение операции «Чистое поле» до логического завершения и последующее признание Южной Осетии и Абхазии кардинально изменили архитектуру безопасности на Южном Кавказе в сторону резкого усиления влияния Российской Федерации. Многолетние вложения Соединенных Штатов в Грузию с целью усиления своего присутствия в Закавказье, тонкая игра с Арменией и Азербайджаном были нивелированы авантюрой Михаила Саакашвили, вознамерившегося с помощью этнических чисток решить проблемы с бывшими автономиями.

Более того, быстрый разгром оснащенной и обученной по натовским стандартам грузинской армии, поддерживаемой многочисленными западными инструкторами, а также наемниками, в том числе из Украины, имел своего рода мультипликативный эффект на всем постсоветском пространстве. Стало ясно – на всей территории бывшего СССР, за исключением Прибалтики, все спорные вопросы лучше решать с учетом интересов России и не затевать очередную авантюру в расчете на отсутствие реакции со стороны Москвы. То, что карабахский конфликт из тлеющего окончательно не превратился в пылающий, немалую роль сыграли выводы, которые реваншистские круги в Баку извлекли из грузинского опыта.

Наиболее оголтелые союзники Вашингтона наглядно увидели, что поддержка со стороны Запада не может гарантировать их от возмездия за совершенные преступления и агрессию. Этот урок на годы послужил своего рода вакцинацией от геополитического бешенства. Особенно в случае с грузинским обществом, где иллюзии безнаказанности были наиболее сильны и где всерьез рассчитывали, что готовящиеся по натовским стандартам вооруженные силы Грузии смогут «сжечь ржавые российские танки». Для отрезвления нации понадобилась кровавая авантюра Сааакашвили и вид российских танков, не горящих и не ржавых, в 30 минутах езды от Тбилиси. После этого любые разговоры о каких-либо активных действиях против России пресекались самими же грузинами, грузинские спецслужбы стремились откреститься от обвинений в связях с радикальным исламским подпольем из-за страха перед возможной контртеррористической операцией, а провокационный сюжет на канале «Имеди» вызвал поток беженцев в сторону армянской и турецкой границ. Однако, похоже, срок действия вакцины кончается. Демонстративная поддержка со стороны США, оказываемая Грузии, Украине и другим странам – ударницам по части русофобии, преследует цель вновь притупить у них инстинкт самосохранения, как это произошло с Саакашвили в 2008   году. Только в таком случае можно рассчитывать на их     безоговорочное следование в фарватере политики сдерживания, которая все более походит на новую редакцию лозунга «Дранг нах Остен».

Так называемое гражданское патрулирование, которое организовано грузинскими националистическими элементами вдоль государственных границ Южной Осетии – один из примеров того, как поддержка со стороны Запада вновь способствует возрождению иллюзий о возможной безнаказанности за провокации и антироссийский шабаш. При этом, похоже, это делается целенаправленно. В пользу такой версии говорит тот факт, что очередные крупномасштабные учения «Достойный партнёр-2017», проходящие на территории Грузии под эгидой США, были превращены в голливудское шоу. В них участвуют подразделения 7 стран-членов и партнёров НАТО – Великобритании, Германии, Словении, США, Турции, Украины и Армении. Всего в манёврах задействованы около трех тысяч военнослужащих и 500 единиц военной техники, включая американские тяжелые танки «абрамс», германские бронетранспортеры «боксер», боевые машины пехоты «бредли», бронемашины «страйкер» и др. Техника была доставлена поездом из Германии до болгарского города Бургас, а оттуда на пароме переправлена в грузинский порт Поти. Грузинская армия для участия в учениях направила находящиеся у нее на вооружении танки Т-72, самоходные артиллерийские установки «Дана» и грузинские бронемашины «Дидгори». Учения начались 30 июля на военной базе в Вазиани, где до 2001 года располагалась 137-я военная база Министерства обороны России. Примечательно, что самый крупный воинский контингент прислал Пентагон – 1420 солдат и офицеров. Грузинские ВС представлены более чем 1 тысячей военнослужащих, Великобритания направила 160 солдат и офицеров. Что касается участия Турции, то оно явно носило скорее символический характер, трое военнослужащих от Эрдогана – это такой недвусмысленный восточный намек на охлаждение отношений с союзниками по НАТО после неудавшегося переворота и разногласий по курдскому вопросу.

Ведущую роль в учениях заведомо играют американцы. По мнению экспертов, на фоне эскалации напряженности в отношениях Москвы и Вашингтона, вызванной новым пакетом санкций, Пентагон решил поиграть мускулами у границ России, так сказать, направить месседж об открытом усилении своего военного присутствия у южных рубежей РФ. Время проведения учений – с 30 июля по 12 августа – также выбрано с четкой привязкой к событиям 2008 года, поскольку именно 12 августа завершились основные боевые действия.

Другой, тоже явно провокационный момент учений, был связан с маршрутом следования колонн натовской бронетехники по территории Грузии. В отличие от первых учений, когда военная техника доставлялась в Тбилиси железнодорожными эшелонами, в этот раз было принято решение проследовать марш-броском на 400 км до пригорода Тбилиси – Вазиани. 280 единиц боевой и вспомогательной техники, в том числе 40 американских бронемашин «страйкер», разгрузившихся в Поти, в первый день были передислоцированы на базу в Сенаки, а затем маршем проследовали до Тбилиси.

По пути колонны техники прошли через города Кутаиси, Зестафони, Хашури и Гори, на одном из участков заметно приблизившись к югоосетинской границе. Планировщики учений явно решили продублировать кадры кинохроник времен Второй мировой и превзойти советский кинематограф, с этой целью на пути следования американских «освободителей» их встречали восторженные толпы «освобождаемых» аборигенов, размахивающие флагами Грузии, США и НАТО, что указывает на явную заготовку. Вряд ли обыватели в Зестафони и Хашури держат под матрасом на всякий случай в нужных количествах флаги Соединенных Штатов и Североатлантического альянса. Но на самом деле речь шла не только о пропагандистском эффекте на население Грузии, которое должно было увериться в том, что натовские контингенты готовы защищать Грузию, и даже не столько о психологическом воздействии на Кремль. Эти ежегодные учения помимо всего прочего преследуют цель отработать логистические вопросы как касательно переброски войск и техники в грузинские порты, так и собственно передвижения по территории Грузии.

В ходе нынешних учений были изучены возможные сложности на пути следования военных колонн через горные перевалы, а также рассчитано приблизительное время, которое требуется на переброску техники с морских портов Грузии до Тбилиси в случае осуществления военной операции. Заодно для офицерского состава армий стран НАТО представилась возможность провести детальное ознакомление с местностью близ расположения российских военных баз в Южной Осетии и Абхазии.

Таким образом, есть все основания утверждать, что в данном случае мы имеем дело не просто с очередными плановыми учениями. Не случайно МИД РЮО расценил крупномасштабные учения НАТО в Грузии «как провокационные приготовления к подрыву установившегося в Закавказье политического и военного баланса». Внешнеполитическое ведомства Южной Осетии обратило внимание на тот факт, что учения начались накануне 9-й годовщины военной агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. МИД также заявил о серьезном беспокойстве продолжающимся наращиванием милитаризации Грузии и демонстративной политической поддержкой, оказываемой государству-агрессору со стороны США и некоторых других стран. Опасения югоосетинских дипломатов обоснованы, по законам «жанра», подобное шоу никогда не разыгрывается как самоцель, оно всегда является частью программы действия, преследующей конкретные цели, которые можно отследить по выбранному инструментарию. К тому же, военно-пропагандистское шоу было дополнено элементами шоу политического в виде визита вице-президента США Майкла Пенса, которого принимали с впечатляющей помпой, увесив всю столицу Грузии американскими флагами. Ранее подобной чести удостаивались разве что президент США Дордж Буш и незабвенные генсеки, включая тех же Хрущева и Черненко. Пенс в свою очередь не скупился на громкие заявления, заверяя грузинское руководство в безоговорочной поддержке со стороны нынешней администрации Белого дома.

«США продолжает искать новые пути, при помощи которых мы усилим Грузию не только с точки зрения обороноспособности, но и экономически поможем стране, что принесет дополнительное трудоустройство, экономическое движение вперед, и, я уверен, что настанет день, когда Грузия отметит возвращение своих территорий», – сказал вице-президент США.

Его другое заявление касалось членства Грузии в НАТО. «Мы твердо поддерживаем стремление Грузии стать членом НАТО. Мы продолжим тесную работу, чтобы расширить и усилить сближение Грузии с НАТО, чтобы однажды Грузия стала членом НАТО», – заявил Пенс, добавив, что стратегическое партнерство между Соединенными Штатами и Грузией сейчас сильнее, чем когда-либо прежде. При этом американский вице-президент пару раз сослался на своего шефа Дональда Трампа. «Президент Дональд Трамп отправил меня сюда с простым сообщением для вас и для народа Грузии: мы с вами и вы можете рассчитывать на нашу поддержку», – сказал он на совместной пресс-конференции с премьер-министром Георгием Квирикашвили. Нетрудно догадаться, о поддержке против кого конкретно шла речь. Недвусмысленные и провокационные намеки в словах Пенса позволили некоторым сравнить его с другим одиозным американским функционером – госсекретарем Кондолизой Райс, чья поддержка Михаила Саакашвили подтолкнула последнего к вторжению в Южную Осетию. Правда, потом Райс публично открестилась от какого-либо влияния на Саакашвили, заявив, что напротив, предупреждала его о недопустимости военных действий. Эмоционального и неуравновешенного Саакашвили вашингтонские кукловоды превратили в стрелочника, сняв тем самым с себя всякую ответственность за кровопролитие. Нынешнее грузинское руководство по складу характера менее всего склонно к резким и решительным действиям. Их, судя по всему, решено подвигнуть к более активной антироссийской политике. Как отмечает грузинский эксперт Вахтанг Маисая, на встречу с Пенсом были приглашены только проамериканские политики. «Уже виден жесткий подход, к которому Америка впервые прибегла в отношении Грузии. Выходит, что Америка активизировала в Грузии свои проамериканские силы: как политические, так и общественные. Это в духе холодной войны, которая сейчас наблюдается между США и Россией», – считает грузинский политолог.

Провокационная акция у югоосетинской границы, которую проводит грузинское движение «Сила в единстве», – яркий пример активизации радикальных кругов, готовых к новому обострению в отношениях с Россией, несмотря на печальный опыт. В девятую годовщину августовских событий приходится с сожалением констатировать, что внешние силы, подталкивавшие тогдашний режим в Грузии к агрессии против Южной Осетии и расстрелу российских миротворцев, продолжают «мотивировать» его сменщиков к продолжению того же курса, несмотря на качественно другую ситуацию, связанную с гарантиями безопасности Южной Осетии со стороны России.

Юрий Вазагов