Журналисты, занимающиеся информационным освещением вооруженных конфликтов, рискуют своими жизнями, чтобы показать миру правду. Во время войны 2008 года в Цхинвале наравне с нашими корреспондентами работали их коллеги со всей России. Один из них – корреспондент «Вестей» Андрей Чистяков, который вел репортаж из самого пекла битвы за Цхинвал. В эксклюзивном интервью нашей газете он рассказал, каково было работать в эти пять кровавых дней.
– Андрей, ваша работа в качестве журналиста по освещению событий в Южной Осетии началась задолго до августовской войны 2008 года. Как развивалась обстановка в регионе? Когда вам и вашим коллегам стало ясно, что Грузия ведёт дело к новой войне?
– О том, что Грузия даже и не собирается мириться с миром и волеизъявлением народа Южной Осетии, было понятно с 2004 года. Летом пограничная зона конфликта буквально кишела вооружением и солдатами. В одну из коротких поездок в грузинское село Тквиави, которое располагается недалеко от РЮО, наша съёмочная группа видела часть этих военных подразделений. Они гордо расхаживали перед нами, демонстрируя нашивки в виде грузинского креста на рукавах полевой формы. В августе того же года всем известно, чем завершилась эта «провокация» в зоне конфликта. Через четыре года август словно повторился, как в пьесе, под руководством одного и того же режиссера. 5 августа 2008 года грузинские военные у села Нул Знаурского района открыли минометный огонь по военным Южной Осетии. Мы были свидетелями этого обстрела. Одним словом, военные «страсти» словно жгли изнутри нового лидера нации Саакашвили.
– Что Вам запомнилось больше всего из событий «пятидневной войны» 2008 года?
– Из памяти не стирается девочка, которая пряталась с нами во время очередного утреннего артобстрела Цхинвала. Помню, как вместе с ней пили воду из одного ковшика.
– Как вы оцениваете значимость работы, которую проделали вы и ваши коллеги из российских СМИ? Удалось ли достучаться до международной общественности и пробить систему дезинформации, выстроенной западной пропагандой в отношении августовской войны?
– Наша группа работала по принципу – делай, что должен, а там будь что будет. Когда могли, передавали материалы в редакцию, старались не пропустить ничего, начиная с ночного обстрела залповыми установками «Град» города, заканчивая горящим танком у казарм миротворцев.
Что касается противостоянию потоков западных «информ-ручейков» о том, кто первый начал эту войну, то как-то в те минуты не приходилось об этом думать. Мы просто работали, все кто оставался в городе, и ополченцы, и миротворцы, и корреспонденты. Связь подводила, ее просто не было.
– Сложно работать репортером?
– О себе рассказывать не люблю. Уж простите. Скажу лишь кратко – быть репортером для меня большая честь и одновременно ответственность. Потому что все время хотел бы, чтобы наши зрители видели события такими, какие они есть.
Анна ТЕДЕЕВА