В канун празднования 15-летия признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией международное медиаполе всколыхнула целая серия резонансных информационных поводов, которые носили разномасштабный и разноформатный характер. Но что самое интересное – большей частью они имели прямое или косвенное отношение к событиям августа 2008 года. По степени значимости и по силе влияния на геополитические процессы среди отмеченных триггеров первым следует выделить саммит БРИКС, проходивший 22-24 августа в ЮАР, в городе Йоханнесбурге. Несмотря на все попытки Соединенных Штатов осложнить проведение саммита пятерки неподконтрольных Западу держав, играя на противоречиях или же повлиять на его повестку, лидеры стран БРИКС смогли реализовать поставленные задачи. Политологи сходятся во мнении, что саммит в Йоханнесбурге войдет в историю развития БРИКС как по степени привлеченного внимания, так и благодаря первому массовому расширению состава участников данного объединения. В соответствии с Йоханнесбургской итоговой декларацией в состав БРИКС с 2024 года войдут Аргентина, Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия. Таким образом, организация будет охватывать 45 процентов населения планеты – 3,6 млрд человек, в четыре раза превышая по этому показателю «Большую восьмерку». Совокупный ВВП теперь уже 11 стран – членов БРИКС будет составлять 37 % от мирового. Причем в их руках находится более 44 % мировых запасов нефти, не говоря уже о других природных ресурсах. Судя по всему, процесс расширения БРИКС на этом не остановится. Президент России Владимир Путин, выступивший на пресс-конференции по итогам саммита в формате видеосвязи, пообещал, что Москва продолжит наращивать усилия по расширению влияния организации.
«Мы будем продолжать то дело, которое начали по расширению влияния БРИКС в мире, налаживанию практической работы с новыми членами и с теми, кто будет работать с нашими партнерами», – отметил российский лидер.
Председатель КНР Си Цзиньпин в свою очередь приветствовал принятие новых членов в ряды альянса и заявил, что в сегодняшних условиях на странах БРИКС лежит ответственность за мировую стабильность и безопасность. Заявления лидеров ведущих держав БРИКС имеют под собой серьезные основания, поскольку помимо 6 новых участников заявки на вступление подали еще 23 государства, а количество стран, изъявивших готовность к сотрудничеству с набирающим силу международным альянсом, превышает несколько десятков. Резонансные итоги прошедшего саммита вызвали нервную реакцию в западных странах. В частности, газета «The Wall Street Journal» назвала расширение БРИКС победой Владимира Путина и Си Цзиньпина, которые настаивали на приеме новых участников на фоне обострения геополитической и экономической конкуренции с Западом.
Между тем, есть все основания утверждать, что путь к становлению БРИКС в качестве альтернативы западному блоку, ставший значимой частью процесса переформатирования однополярного миропорядка, был бы невозможен без особой роли Российской Федерации, бросившей вызов гегемонии США и НАТО. Причем первый серьезный шаг в этом направлении был сделан в августе 2008 года, когда Россия отказалась покорно воспринимать очередную громкую авантюру Запада и его марионеток и дала жесткий отпор. Если годом раньше до разгрома грузинской армии и признания независимости Южной Осетии и Абхазии предупреждения Владимира Путина в адрес западных лидеров о недопустимости навязывания гегемонии однополярного мира, прозвучавшие на Мюнхенской конференции 2007 года, носили вербальный характер, то с августа 2008 года они начали приобретать реальные очертания. После Южной Осетии последовала Крымская весна 2014 года, затем успешная операция в Сирии, открытая поддержка легитимных властей Венесуэлы и Белоруссии против попыток устроить «цветные революции» в этих странах, молниеносный ввод миротворческого контингента в Казахстан и, наконец, Специальная военная операция на Украине. В конечном итоге, 15-летний юбилей признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россия встречает в качестве одного из лидеров формирующегося многополярного миропорядка. Еще год назад некоторые алармисты увещевали Южную Осетию отказаться от однозначной пророссийской ориентацией, уверяя, что Россия в скором времени потерпит поражение на фронтах СВО и начнет распадаться на части. Как оказалось, слухи о неминуемой «смерти» Государства Российского оказались сильно преувеличенными. Несмотря на огромную по своим масштабам военную помощь западных стран киевскому режиму, Россия продолжает реализацию задач СВО. Тотальные санкции, введенные против РФ, так и не смогли подорвать экономику страны. Вместо международной изоляции Москвы Запад получил расширение списка партнеров и союзников России, которая вдобавок ко всему занялась вместе с Китаем усилением влияния БРИКС.
На пути к Союзу?
Еще одним громким событием августовской информационной повестки стало заявление госсоветника Президента Южной Осетии Вячеслава Гобозова о том, что республика намерена поставить вопрос о вступлении в Союзное государство России и Беларуси. «У нас есть желание вступить в Союзное государство, это один из наших приоритетов. Поэтому мы говорим о важности признания нас Белоруссией. Это откроет дорогу в Союзное государство и новые горизонты для республики», – отметил Вячеслав Гобозов.
Заявление югоосетинского политика сразу же растиражировали ведущие российские СМИ, затем последовали комментарии со стороны представителей экспертного сообщества. Тональность выступлений в целом благожелательная. Большинство экспертов, отреагировавших на заявление Вячеслава Гобозова, сделали акцент на перечислении преимуществ, которые Минск и Цхинвал получат в случае установления дипломатических отношений и присоединения РЮО к Союзному государству. В частности, проректор Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец обратил внимание на перспективы развития торговли и промышленной кооперации, учитывая потенциал Белоруссии. Политолог Денис Денисов в свою очередь подчеркнул, что положительное решение по принятию Южной Осетии в Союзное государство станет отличным примером интеграции на постсоветском пространстве. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин со своей стороны отметил, что Россия не будет возражать против расширения Союзного государства за счет Южной Осетии и Абхазии. «До сих пор любые попытки расширения Союзного государства России и Белоруссии за счёт таких государств, как Южная Осетия или Абхазия, наталкивались, по сути, на нежелание белорусской стороны оказаться под ударом или под какими-то санкциями. Поскольку всевозможные санкции и так уже приняты в отношении не только России, но и Белоруссии, мне кажется, что эта причина отпадает. Я бы не считал, что это невозможно. Это возможно», – заключил Константин Затулин.
Здесь следует отметить, что в случае с Абхазией налаживание рабочих контактов с Белоруссией вышло в активную фазу. Еще в прошлом году состоялся рабочий визит Александра Лукашенко в Апсны, затем последовали поездки абхазского лидера Аслана Бжания в Минск. Белорусско-абхазское сотрудничество также развивается по линии законодательных органов, образовательных учреждений, в торговой сфере и т.д. Учитывая, что в начале августа Евросоюз ввел новые санкции против Белоруссии, готовность Минска к активизации интеграционных процессов в рамках, существующих на постсоветском пространстве форматов будет только усиливаться. Одновременно Белоруссия, в ответ на давление Запада, ускоряет процесс сближения с БРИКС и ШОС.
Недвусмысленное предупреждение
Третьим информационным поводом, вызвавшим нешуточную эмоциональную реакцию среди политиков и общественности ряда стран, стала статья экс-президента России, ныне заместителя председателя Совета Безопасности РФ Дмитрия Медведева. Он уже отметился жестким комментарием по поводу 15-летней годовщины грузинской агрессии против Южной Осетии, а в преддверии 15-летия признания независимости РЮО Российской Федерацией опубликовал обстоятельную статью в газете «Аргументы и факты». Текст газетного материала, помимо анализа политики Запада в отношении России, содержит осмысление сути процессов, развернувшихся на Кавказе до 2008 года и затем нашедших свое продолжение на Украине. Для общественности Южной Осетии наибольшее значение имеют принципиальные и безоговорочные оценки касательно грузино-осетинского конфликта. Дмитрий Медведев в частности обвинил Грузию в проведении неприкрытого и планомерного геноцида осетинского народа. Кроме того, весьма важным является подчёркивание исторической миссии России по разгрому фашистских режимов 15 и 80 лет назад, то есть в Грузии и Германии, а также сейчас на Украине. Эти оценки полностью совпадают с восприятием происходящих процессов со стороны югоосетинского общества и могут стать толчком для начала более системной совместной работы по доведению объективной информации о событиях недавнего прошлого до широкой общественности других стран. В первую очередь государств, входящих в состав БРИКС. И, наконец, один из нелицеприятных месседжей, озвученных Дмитрием Медведевым, напрямую касается перспектив развития текущей ситуации в Грузии. Он вполне доходчиво объяснил грузинским элитам и стоящим за ними внешним силам, к чему могут привести нынешние потуги вновь разжечь русофобию в этой закавказской республике и попытаться взять реванш за 2008 год, ошибочно полагая, что Россия слишком занята проведением СВО и не сможет отреагировать как 15 лет назад.
А. ТЕДЕЕВ