Эксперт: визит Лукашенко в Абхазию актуализировал вопрос о признании государственного суверенитета

Одной из самых обсуждаемых политических тем в осетинском сегменте интернета на прошлой неделе была встреча президента Абхазии Аслана Бжания и президента Респуб- лики Беларусь Александра Лукашенко.
Александр Лукашенко стал первым президентом признанной страны, который посетил Абхазию. Конечно, не считая российских лидеров. В 2010-м году Абхазию посетили президент России Дмитрий Медведев и Владимир Путин в 2017-м.
Накануне визита в Абхазию А. Лукашенко побывал в Сочи и встретился с В. Путиным.
Цель визита белорусского лидера в солнечную Абхазию официально не называлась. Лукашенко лишь отметил, что Абхазия – это райский уголок и что он хочет наладить отношения между Беларусией и Абхазией.
Владимир Новиков, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, комментируя нашему изданию встречу президентов Абхазии и России, сказал, что «визит Александра Лукашенко в Абхазию актуализировал вопрос о признании государственного суверенитета
Абхазии со стороны Белоруссии».
– Вопрос о таком признании имеет давнюю историю. Знатоки даже называют точную дату – 28 сентября 2008 года, то есть через два дня после признания Абхазии и РЮО со стороны России.
Более тонкие знатоки этой истории утверждают, что в тот день Лукашенко должен был выступить в эфире программы «Судите сами», которую вел тогдашний ультра-лоялист, а ныне оппозиционер Максим Шевченко, и объявить о своем решении, – отметил политолог В. Новиков.
Однако эфир с Лукашенко не состоялся и программу пришлось перевёрстывать.
С тех пор Лукашенко несколько раз обещал Москве признать Абхазию, но ни разу этого не сделал.
«Более того, в 2020 году в интервью главному украинскому пропагандисту Дмитрию Гордону он заявил, что не признал Абхазию из-за возможности жестких западных санкций.
Теперь, казалось бы, ситуация другая. Лукашенко, как многим кажется, сжег все мосты и ничего не мешает ему признать Абхазию.
Однако не исключено, что
Лукашенко в очередной раз завысил цену в торгах с Россией и Западом», – добавил В. Новиков.
На наш вопрос о том, последуют ли аналогичные шаги Лукашенко в отношении Южной Осетии, Новиков сказал, что «это вопрос его торгов с Москвой. Возможно, что он признает Абхазию и Южную Осетию вместе. Возможно,
признает только Абхазию. А, возможно, все останется как есть».
Источники так и не раскрыли, что именно обсуждалось на переговорах. Белорусский политолог Артем Шрайбман в интервью изданию «Зеркало» сказал, что этот визит не был за- планирован и состоялся он только после разговора Лукашенко и Путина.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сказал, что признание Беларусью Абхазии не обсуждалось.
Аслан Бжания, комментируя встречу, тоже не конкретизировал обсуждаемые темы. «Это был первый визит Президента Республики Беларусь в независимую Республику Абхазия. Мы с этим визитом связываем большие надежды. Я уверен, он придаст импульс нашим взаимоотношениям. Мы обсуждали ряд вопросов экономического характера. Я абсолютно убеждён в том, что Республика Абхазия и Республика Беларусь будут динамично развивать отношения, которые сегодня здесь формируются», – сказал он.
Однако сам факт приезда в Абхазию Главы Республики Беларусь говорит о том, что отношения двух стран на современном этапе приобретают новый характер. «Нашим отношениям придан новый импульс. Я надеюсь на то, что мы шаг за шагом придём к этому. Я бы не хотел забегать вперёд в данном вопросе, но первый кирпичик в этом большом доме уже заложен. Факт имеет место быть. Я доволен встречей», – подчеркнул Аслан Бжания.
Зарина КОКОЕВА