Сотрясание воздуха с намеком на легкий заработок

Выступление Давида Тархан-Моурави – чистой воды популизм

На днях в эфире грузинского телеканала «Объектив» выступил один из лидеров «Альянса патриотов Грузии» Давид Тархан-Моура-ви, сделав ряд неоднозначных и завуалированных заявлений.

«Нам необходимо осознать, и чем раньше наше общество это сделает, тем лучше, что существуют определённые реалии – есть Сухум, есть Цхинвал, и сегодня фактом, – они неподконтрольны Грузии. Это реальность, которую Грузия должна осознать и принять. Мы должны определиться, как мы относимся к Абхазии и Южной Осетии. В нашем обществе – разные мнения. Есть люди, утверждающие, что Абхазия – автономия Грузии, а Цхинвал – автономная область, и так должно быть. Эти люди не понимают давно сложившуюся реальность. Они не могут адекватно оценивать существующее положение. Никогда уже ни Сухум, ни Цхинвал не будут автономными областями – это первое, что разумный человек должен понять. И не нужно бесконечно повторять о создании полной изоляции для Абхазии и Южной Осетии – это неразумный выход, глупая позиция, которую фактически и физически реализовать невозможно. Это глупость, и мы в Грузии должны отойти от этого», – цитируют СМИ Давида Тархан-Моурави.
В связи с выступлением грузинского политика у нас возник ряд вопросов, на которые нам ответил кандидат политических наук, директор Центра социально-политических исследований ЮОГУ Сослан Плиев.
– Сослан Муратович, как следует расценивать слова одного из лидеров политической партии Грузии Давида Тархан-Моурави?
– На мой взгляд, это просто популизм и вот почему: все сказанное было направлено не для жителей Грузии. В Грузии молодежь перестала разговаривать на русском языке и говорит на грузинском либо на английском. А передача была на русском языке. Возникает резонный вопрос – зачем? Если речь для грузин с ее радикальной молодежью, которая часто митингует на площадях у зданий правительства, то эти слова должны были звучать на грузинском или на английском. Но слова были на русском. А значит эта работа была не на грузинского зрителя. И это о многом говорит…
– В речи грузинского политика прозвучали знакомые осетинам слова: «Мы (Грузия) никого ни к чему не должны принуждать, должны уважать их и понимать, что никакого принуждения ни физического, ни морального быть не должно. Могут ли быть военные действия?.. Не могут». Стоит доверять какому-либо политику в Грузии вообще?
– По правилам психологии двойное отрицание всегда дает положительный ответ. МЫ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ. Все это несерьезно. Повторюсь, этот человек работает на внешнего, а не на внутреннего зрителя. Моурави – не человек, решающий внешнеполитические вопросы, он не глава МИД, не премьер-министр и не глава Грузии, а просто зарабатывает баллы в глазах российских чиновников. Думаю, завтра он попросит у них щедрого финансирования как оппозиционер действующей прозападной власти, а передачу представит, как доказательство своей работы. Что касается военных действий в Закавказье, грузинская армия подготовленная и укомплектованная. Уверен, их западные инструкторы учли ошибки 2008 г. и больше не совершат их. Но в Южной Осетии и Абхазии российские военные базы, и именно этот фактор, а никакой другой, останавливает грузинских «ковбоев».
– Тархан-Моурави против использования термина «оккупированные территории». Доказывает ли это пророссийскую позицию грузинского политика? Носят ли подобные слова политической подоплеки, с расчётом получить какие-либо гранты от российской стороны?
– Конечно, его слова направлены на российского зрителя и являются чистой воды популизмом. В то же время выступление носит непонятный характер. Моурави выступает против термина «оккупированные территории», но ни слова не говорит об отмене закона «об оккупированных территориях». А значит, за этими словами стоит явный подтекст – «выклянчивание» средств у РФ на борьбу с прозападным режимом.
– Не являются ли запоздалыми высказывания политика, что «Грузия не должна оказаться какой-то стороной в глобальном противостоянии между РФ и США, а должна идти по пути военной нейтральности»?
– Эти слова ничего не несут в себе. Почему-то я не видел в 2008 г. ни одну акцию протеста против войны в Южной Осетии, организованную этим человеком или его сторонниками, «патриотами», которые сегодня говорят о неприменении силы, и что они в 2008 г. были против силовых действий. Тогда у Грузии тоже был придуманный термин для уничтожения осетинского народа – «восстановление конституционного порядка», но никто против этого термина не выступал, и методика была выбрана странная – обстрел спящего города и т.д. Эти слова нужно было говорить в 2008 г., когда на Цхинвал еще не поехали танки и не обрушились грузинские грады. Сейчас это просто сотрясание воздуха с намеком на легкий заработок.
– Что подразумевает Тархан-Моурави, отмечая: стороны «должны найти взаимоприемлемое справедливое решение. Мы должны предложить свой вариант справедливого решения, они – свой».
– В этом и заключается подвох. Он не хочет говорить с официальными властями Грузии призвать руководство Грузии для переговоров с официальной властью Южной Осетии и Абхазии. Он разграничивает Цхинвал и Сухум как нечто, с чем говорить не стоит, подразумевая под городами официальную власть республик, и говорит, что надо договариваться с абхазами и осетинами. Осетины и абхазы, выбрав своих лидеров, сказали свое слово – с кем надо договариваться. Говоря о справедливом решении Моурави отмечает, что: «когда братья ссорятся, они делят имущество». Но почему-то не говорит о разделе Грузии, только об отчуждении части территории Абхазии. А я бы предложил ему вернуть Осетии и Абхазии территории, принадлежавшие им до 1920-х гг. или со времен Сослана Царазона. По мне – так справедливое решение. И говоря о справедливости, на месте грузинских лидеров, я бы начал с всенародных извинений осетинам и абхазам, за кровь и боль, причиненные им в разное время грузинским народом. А затем признание независимости РЮО и РА, и уже вести диалог о примирении. На это нужно мужество и воля лидеров, но ни первого, ни второго у современной Грузии нет. Как сказал один уважаемый мной человек: «Соседей и родственников не выбирают, их дает Всевышний». Мы не можем друг от друга убежать, мы соседствующие народы и Грузия должна осознать, чем раньше они признают нас как равноправных партнеров, тем быстрее народы станут забывать кровавые моменты истории. По сути это прозвучало и с уст Моурави, но об этом должны говорить руководители Грузии. Эти процессы нельзя начинать с низов! Без реальных политических шагов, любые популистские меры приведут только к переносу очередной горячей фазы нашего противостояния. История показывает, что любое нахождение Южной Осетии и Абхазии под протекторатом Грузии рано или поздно ведет к кровопролитию. Поэтому надо прекратить издеваться над грузинским, абхазским и осетинским народами, признать фактическую независимость Южной Осетии и Абхазии и начать жить в мирном соседстве, которое будет выгодно всем. И мысль эту надо доносить не внешним зрителям, а внутренним – грузинским, рассказывать грузинскому подрастающему поколению на понятном им языке. Ведь в войнах и хаосе страдают все стороны…

Мадина БЯЗРОВА