Политолог: стиль США и Запада не меняется – спровоцировать малые державы против России

«США и их союзники по НАТО проводят незапланированные, подчеркну, учения в акватории Чёрного моря. Причём не просто сформирована достаточно мощная корабельная группировка, но используется в ходе этих учений и стратегическая авиация. Используются B-51, это старенькие самолёты, но дело не в носителях, а в том, что у них на борту боевое стратегическое оружие – это серьёзный вызов для нас. Параллельно с ситуацией на Украине организовали внеплановые учения в Чёрном море. Создаётся впечатление, что нам просто не дают расслабиться. Ну пусть знают, что мы и не расслабляемся», – так Владимир Путин, в интервью телеканалу «Россия», отреагировал на недавние совместные учения кораблей ВМС США и НАТО с Украиной, Грузией, Турцией и Румынией в Черном море.

Ранее глава МИД РФ Лавров заявил – учения НАТО обусловлены «стремлением США и их союзников наращивать политику сдерживания России. Но Россия в отношениях с НАТО за долгие годы привыкла готовиться к любым провокациям».
Минобороны РФ назвало «провокацией» заходы в Черное море военных кораблей США и других стран. «Это постоянная попытка проверить нас, насколько мы готовы, насколько у нас выстроена система по черноморскому побережью, по югу нашей страны», – сказал министр обороны России Шойгу.
В Пентагоне учения НАТО в Черном море назвали компонентом стратегии сдерживания. «Военные учения Военно-морских сил ряда стран НАТО в Черном море – один из ключевых компонентов интегрированной стратегии сдерживания», – написал глава Пентагона Ллойд Остин в Twitter-аккаунте.
Напомним, учения начались 3 ноября, но в грузинский порт Батуми корабль управления и контроля USS Mount Whitney и эсминец USS Porter с управляемыми ракетами типа Arleigh Burke прибыли 8 ноября. В Грузии военным кораблям США устроили торжественную встречу.
Учения – демонстрация силы не только по отношению к РФ, но и к РЮО
В ходе беседы с «ЮО», кандидат политических наук, известный российский политолог Артур Атаев подчеркнул, что эти учения носят серьезную угрозу не только для России, но и для Южной Осетии и Абхазии.
«Глава Пентагона заявляет, что учения носят характер обороны и сдерживания. А кого сдерживать и от кого обороняться? От Южной Осетии и Абхазии, которые находятся вблизи порта Батуми, куда заходит военно-стратегическое судно НАТО? Или от России, которая превентивных акций не предпринимает? Кого они собираются сдерживать? Размытые заявления главы Пентагона указывают, что есть как минимум непонимание в вопросах, а как максимум – это политическое лукавство. Мы должны отметить, для Южной Осетии и Абхазии эти учения имеют самый серьезный, угрожающий характер. Учения в Батуми – угроза в направлении Абхазии и Южной Осетии. Вы видели, как грузинское население встречало военные корабли НАТО и США? Это о многом говорит», – констатирует политолог.
Как отметил Атаев, заявление, которое прозвучало 7 ноября из уст министра обороны РФ С. Шойгу, адекватно оценивает ситуацию.
«НАТО вовлекает в антироссийский, антиосетинский, антиабхазский ареал Болгарию, Турцию, Украину, Грузию и максимально возможное количество государств, имеющих отношение к Черноморско-Каспийскому и Черноморско-Кавказскому регионам. Учения всегда чем-то заканчиваются, иначе для чего их отрабатывать. Мы видим траекторию движения, и натовские корабли планомерно заходят в зону, прилегающую к Абхазии и Южной Осетии, и уходят в зону ответственности Украины», – сказал он.
О провокационном характере учений говорит и то, что НАТО и США демонстративно, несмотря на то, что практически это не относится к зоне их стратегических интересов, по крайне мере открыто провозглашенных, НАТО проводят там учения с участием военно-морских флотов указанных стран.
«На этом фоне не уменьшается давление на страны, признавшие Южную Осетию. Это давление со стороны стран НАТО призвано продемонстрировать, якобы Южная Осетия – не состоявшееся государство, и нас больше всего беспокоит это. Южная Осетия и Абхазия – стратегические партнеры России, поэтому эти заходы кораблей – политика, которая декларируется как «Грузинской мечтой», так и «Единым национальным движением» Грузии. К сожалению, все указывает на то, что антиосетинский вектор будет продолжаться. Это демонстрация силы в отношении России, а также Абхазии и Южной Осетии», – подчеркнул российский политолог.
Атаев обратил внимание: в 2020 г. в зону Черного моря заходило 20 кораблей НАТО, а на сегодня, хоть 2021 год не завершился, уже 29 кораблей.
«Этими учениями НАТО и США пытаются спровоцировать информационно-политическую реакцию Москвы, и мы видим, как отреагировало руководство страны. Безусловно, могут быть и провокации. Мы должны отдавать себе отчет – НАТО, США, Великобритания, Франция, Германия впрямую с Россией никогда не воюют. Они натравливают такие государства как Турция, Украина, Грузия – это их авангард. Именно поэтому они пытаются спровоцировать эти государства в морской и сухопутной зоне, чтобы потом, как это было в августе 2008 года, выкрутиться. Саакашвили – это проект Запада, он был специально реализован и направлен на то, чтобы раздать протест. Этот протест против России был оформлен в форме боевых действий в Южной Осетии. Сейчас они тоже хотят организовать провокацию», – отметил наш собеседник.
Безусловно, по словам Атаева, правы спикеры, в их числе и Шойгу, которые утверждают, что традиционный стиль Америки и Запада не меняется на протяжении веков – спровоцировать малые державы против России.
Какой будет ответная реакция России?
Атаев считает, что об ответной реакции России говорить рано, т.к. пока провокации нет. Хотя, по его словам, конечно, была малая провокация в форме организации внеплановых учений с Украиной и Грузией. Он пояснил, что на протяжении шести месяцев в зоне Черноморско-Каспийского региона, а в частности в зоне, прилегающей к Керченскому проливу, проходят плановые учения и Вооруженных сил России.
«Пока той провокации, которую мы надеемся, не реализуют и в дальнейшем, со стороны НАТО не было. Поэтому России, как отметил Путин, пока отвечать не на что. Мы имеем полноценное, полномасштабное представительство в форме вооруженных сил ВМФ в зоне, прилегающей к Керченскому проливу, Севастополю, Крыму и в зоне совместного контроля водной артерии с абхазскими вооруженными силами, где сейчас хорошо представлены вооруженные силы морского флота. Другое дело, чтобы НАТО и США не спровоцировали какое-нибудь украинское или грузинское судно к провокации. А пока заявления представителей руководства РФ и недавний визит главы ЦРУ в Москву, на котором обсуждали украинскую проблематику, хотя бы отчасти отрезвили американскую сторону, и указали, что решимость к ответной реакции у Москвы есть», – заключил Артур Атаев.

Мадина БЯЗРОВА