Синдром безнаказанности: Грузия совершила геноцид по отношению к осетинскому народу не единожды!

Преднамеренное и систематическое уничтожение, полностью или частично, этнической, расовой, религиозной или национальной группы – таково короткое определение понятия «геноцид». Как мы видим, термин «геноцид» в полной мере соответствует пережитым осетинским народом трагическим событиям – 1920 года, 1989 – 1992 гг., 2004 г. и, конечно же, 2008 г. Все эти даты в истории Осетии объединяет одно – агрессивная политика грузинского руководства, уничтожение осетинского этноса со стороны Грузии и попытки «зачистки» территории Южной Осетии. 20 июня 2020 г. Южная Осетия отметила 100-летие геноцида осетин в 1920 году со стороны фашистской Грузии. В рамках подготовки к этому событию еще в июле 2019 г. Парламент РЮО направил Обращение о признании геноцида осетин в 1920 году в Госдуму и Совет Федерации ФС РФ. Для рассмотрения вопроса в Госдуме РФ была создана специальная рабочая группа по изучению обращения Парламента РЮО о признании геноцида народа Южной Осетии в 1920 году. О работе над признанием геноцида, о синдроме безнаказанности Грузии и механизмах, которые необходимо задействовать для признания геноцида, в интервью рассказал Председатель парламентского Комитета по национальной политике, культуре, религии и СМИ Амиран Дьяконов.

– Амиран Евгенович, в прошлом году Южная Осетия отметила 100-летие геноцида осетин. Впервые за столько лет был поднят вопрос и о признании геноцида. Как известно, парламент РЮО с закорганами РФ прорабатывал данный вопрос, даже была создана специальная рабочая группа. На какой стадии находится работа совместной комиссии?

– Геноцид – тяжелейшее преступление в уголовном праве. Основным принципом, догматом уголовного права является принцип наказуемости преступления, осуждение. Если преступление не осуждено, преступник не наказан, то тем самым создаются условия для его повторного совершения, и вся наша история в течение ста лет – наглядное тому доказательство. История взаимоотношений Грузии и Южной Осетии свидетельствует о справедливости этого догмата уголовного права. Следуя принципу наказуемости преступления, если бы геноцид 20 -ых годов, осуществленный грузинскими меньшевистскими войсками по отношению к осетинскому народу, был бы осужден, не было бы условий для повторного совершения геноцида осетинского народа, которые мы видели в 90-х гг., в августе 2008 года.

Понимая эти объективные обстоятельства, законодательный орган Южной Осетии направил Обращение Парламента РЮО всем парламентам мира и международным парламентским организациям – с призывом признания факта геноцида осетинского народа, совершенного Грузией в 1920 г.

Тогда, в июне 1920 года, правительство Грузии, провозгласившее независимость Грузии от России, направило свои войска в Южную Осетию, которая заявила о своем праве на самоопределение – присоединении к Северной Осетии. Грузинскими войсками в то время была уничтожена значительная часть осетинских населенных пунктов. Вооруженная, оснащенная грузинская армия (а вооружена и оснащена она была опять же странами Запада – Германией и Великобританией) осуществила массовое истребление осетинского гражданского населения, жертвами которого стали десятки тысяч человек. Выжившие были вынуждены искать убежище на территории России. Более того, во время этих событий меньшевистскими властями Грузии была создана Комиссия по депортации и изъятию имущества у осетинского населения, которая также занималась и распределением его среди своих сторонников. Зверства, совершенные грузинскими войсками в отношении народа Южной Осетии, остались безнаказанными. И вот безнаказанность этих преступлений, повторюсь, способствовала рецидиву геноцида осетинского народа в 1992 -2008 годах. В целях обеспечения военно-политической безопасности нам необходимо признание геноцида 1920 года со стороны Российской Федерации и других стран – это понимание и вынудило нас выступить с соответствующим Обращением к Госдуме РФ, к парламентам многих стран. В обращении, в частности, парламентарии РЮО просили российских коллег признать геноцид осетинского народа. Обращение было рассмотрено и в соответствии с решением совета Госдумы от 9 сентября 2019 г. при Комитете по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками была образована рабочая группа по изучению обращения парламента РЮО.

В 2020 году был запланирован ряд мероприятий, в том числе встреча ученых, общественных и государственных деятелей с рабочей группой, которая должна была состоятся во Владикавказе. К сожалению, собрание рабочей группы пришлось отменить из-за эпидемиологической ситуации по коронавирусу как в республике, так и в России. Иными словами, в связи с пандемией деятельность этой рабочей группы фактически приостановлена. И мероприятия, которые должны были пройти в 2020 г., не состоялись. Однако мы поднимем этот вопрос в парламенте. К сожалению, эпидситуация на сегодня в республике опять нестабильная, что ограничивает деятельность парламентариев, в том числе накладывает свой негативный отпечаток и на работу рабочей группы.

– Что необходимо сделать, чтобы не только отмечать памятную дату, но и донести весь трагизм народа Южной Осетии до мирового сообщества для дальнейшего признания геноцида южных осетин?

– На сегодняшний день нам важно признание геноцида народа Южной Осетии, совершенного Грузией, со стороны России и стран, которые признали независимость Южной Осетии. Должна проводиться работа по дальнейшему признанию Южной Осетии со стороны других субъектов международного права. Должна подаваться информация во все инстанции о том, что Южная Осетия не раз становилась объектом геноцида со стороны Грузии. 1920-й год для нас является точкой отсчета геноцида осетинского народа и дальнейших действий Грузии против югоосетинского народа, происходивших и в прошлом, и в нашем веке.

– Может ли Южная Осетия представить необходимый материал по геноциду 1920 г., чтобы добиться признания геноцида?

– Необходимый материал есть в определенных трудах наших ученых, которые изучали вопрос признания геноцида осетинского народа. Есть и фактологический материал, который свидетельствует о тех зверствах и убийствах, которые творили меньшевистские войска Грузии в Южной Осетии в 1920 году. Об этом свидетельствуют даже дневники грузинских руководителей карательной экспедиции в Южной Осетии, в которых они восхищались тому, как горели осетинские селения и описывали ход событий.

– Амиран Евгенович, как Вы думаете, признание геноцида южных осетин будет «идти в ногу» с признанием суверенитета Южной Осетии, или все-таки есть возможность обособить историю от политики и достичь более активного признания геноцида югоосетинского народа?

– В идеале вопросы истории, да и сама историческая наука должна развиваться без влияния политики. Но, к сожалению, сегодня политика неразрывно связана с историей. Именно по этой причине, если мы хотим обезопасить будущее народа, обеспечить военнополитическую безопасность, социально экономическое развитие нашего общества, сохранение культурно-исторического пласта наследия осетинского народа, то нам на сегодняшний день необходимо признание геноцида Южной Осетии со стороны Грузии. Это признание является значительным во избежание нового рецидива, совершения агрессии Грузии против народа Южной Осетии.

– Напомним, что геноцид осетин признала пока что только ДНР…

– Я надеюсь, что деятельность рабочей группы, которая создана в Госдуме РФ, доведет свою работу до конца и представит достаточно объективный материал по признанию геноцида осетинского народа. И после этого Госдума России наконец-то признает геноцид по отношению к народу Южной Осетии, который был совершен Грузией в 1920 году.

М. БЯЗРОВА