Свиной грипп, пункты пересечения и женщины-миротворцы…

Сопредседатели Женевских дискуссий обсудили в Цхинвале вопросы повестки 47 раунда

Женевские дискуссии – важная международная площадка, где можно добиться решения вопроса об установлении мира и безопасности в регионе, заявил полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев на встрече с сопредседателями.

Встреча стала первой в текущем году. Мурат Джиоев еще раз напомнил коллегам, что в Южной Осетии придают большое значение Женевским дискуссиям по безопасности в Закавказье.
«Мы постоянно проявляем готовность к конструктивной работе в рамках Женевских дискуссий, чтобы основные задачи, стоящие перед участниками дискуссий разрешались в интересах местного населения», – сказал полпред и выразил надежду на продуктивность очередного раунда дискуссий.
По его словам, югоосетинская сторона готова обсуждать повестку дня и высказать предложения по улучшению эффективности Женевских дискуссий, чтобы ожидания нашего народа, связанные с подготовкой юридически обязывающего документа о неприменении силы, получили положительный импульс.
Тойво Клаар, сопредседатель от ЕС назвал приятным решение югоосетинских властей об открытии пунктов пересечения на югоосетино – грузинской границе, которые из-за эпидемии вируса гриппа H1N1 в Грузии, были закрыты в целях безопасности.
«Мы понимаем, что забота в сфере здравоохранения требует специальных мер, и возможно трудностей. Именно поэтому мы воздержались от публичных заявлений. Но закрытие пунктов пересечения – это не способ разрешения проблем здравоохранения. Мы думаем, что механизмы, которые в вашем распоряжении, не достаточно использовались. Например, на последней встрече в рамках МПРИ, когда не удалось пригласить международного эксперта. Надеемся, что в дальнейшем международные механизмы по содействию в сфере здравоохранения все же будут использованы», – заявил сопредседатель от ЕС.
Джихан Султаноглу, сопредседатель от ООН присоединилась к словам коллеги, и отметила, что и они ожидают продуктивного диалога в Женеве.
В ходе визита сопредседатели встретились с представителями женских организаций республики. Сопредседатель от ОБСЕ Рудольф Михалка выразил благодарность за встречу с ними. «Мы хотим провести гендерный баланс и показать их взгляд на проблемы», – сказал он.
Что касается работы МПРИ, то, Рудольф Михалка поддержал предложение своего коллеги – сопредседателя от ЕС, отметив, что следует больше использовать возможности формата МПРИ, в частности, привлекать международных экспертов, которые могут поделиться независимым мнением. При этом он подчеркнул продуктивность последней встречи.
Мурат Джиоев дипломатично и тактично ответил на предложение касательно «привлечения международных экспертов по содействию в сфере здравоохранения» и правильность закрытия пунктов пересечения на границе с Грузией. Он заявил, что в республике МПРИ считают важным механизмом.
«В Южной Осетии ситуацию постоянно держали под контролем, и считаем, принятые нами меры – временное перекрытие пунктов пересечения, себя полностью оправдали, и свиной грипп и корь, свирепствовавшие в Грузии, в Южную Осетию не проникли. А, как известно, эти болезни передаются воздушно-капель-ным путем», – разъяснил ситуацию полпред.
Он подчеркнул, что власти и определенные силы Грузии это не устраивало, и они обращались к международному сообществу, преподнося ситуацию «в кривом зеркале».
«И даже из этой ситуации грузинские власти хотели извлечь пропагандистскую выгоду. Чего стоил случай с Бека Солошвили, попавшим в больницу с острым бронхитом. Представители СМИ Грузии донимали его мать, требуя вывести ребенка в Грузию, на расстоянии поставив ребенку диагноз – свиной грипп. Спасибо югоосетинским врачам за правильно поставленный диагноз и квалифицированное лечение. За несколько дней ребенка удалось вылечить, он полностью здоров. Не было никакой необходимости транспортировать ребенка в источник этой заразы – Грузию. А шумиху специально развернули вокруг него», – отметил Мурат Джиоев.
По его словам, ситуацию отслеживали в круглосуточном режиме соответствующие службы, и по их рекомендации Совет безопасности принял решение возобновить полноценную работу пунктов пересечения с 15 марта. Что касается выезда лиц, на тот момент оставшихся в Южной Осетии, они ранее получили возможность выехать, при этом желающим было предложено провести соответствующую вакцинацию. А в приглашении на МПРИ международного эксперта, по словам полпреда, пользы не было бы.

Взгляд сопредседателей
После встречи сопредседатели прокомментировали итоги диалога. По словам Мурата Джиоева, на встрече обсудили возможность улучшения эффективности Женевских дискуссий для плодотворной работы над основным вопросом – обеспечение безопасности народа Южной Осетии со стороны Грузии, т.е. выработка юридически обязывающего документа, который бы имел твердые международные гарантии.
«На встрече сопредседатели поднимали и вопросы закрытия пунктов пересечения, которые руководство РЮО закрыло из-за свирепствовавшего гриппа H1N1 в Грузии. Мы доказали, что принятые нами меры были эффективны и благодаря им болезни не проникли в Южную Осетию, что очень важно, поскольку одной из основных задач дискуссий является обеспечение безопасности народа Южной Осетии», – подчеркнул полпред. Как отметил Мурат Джиоев, югоосетинская сторона подняла вопрос усиления эффективности поиска без вести пропавших граждан РЮО, чтобы сопредседатели эти вопросы обсудили с коллегами в Грузии.
«От работы международного эксперта мы ждем реальных результатов. В целом, югоосетинская сторона внесла ряд предложений, которые должны способствовать работе Женевских дискуссий», – сказал полпред.
Сопредседатель от ЕС Тойво Клаар на этот раз был немногословен. Итоги встречи обозначил двумя предложениями: «Обсуждали вопросы повестки дня очередного раунда Женевских дискуссий, рассмотрели все возможные пути для эффективности дискуссий, закрытие и открытие пункта пересечения югоосетино-грузинской границы. Мы провели очень хорошую и продуктивную встречу», – заявил Тойво Клаар.

Вопросы вне мандата
Журналистов интересовало мнение сопредседателя от ОБСЕ касательно вопросов, которые грузинская сторона периодически выносит на повестку дня, но не входящих по мандату в формат МПРИ. Рудольф Михалка считает, что вопросы, волнующие стороны, должны обсуждаться в рамках МПРИ.
«Конечно круг вопросов, обсуждаемых на МПРИ, зависит не от нас, а от сторон. Но я убежден, все, что беспокоит сторон, должно обсуждаться на МПРИ», – сказал сопредседатель. При этом он отметил хорошую атмосферу на пре-дыдущей встрече МПРИ, и «это становится трендом».
Он добавил, что на последней встрече МПРИ он внес два вопроса, которые будут включены в дальнейшую повестку. «Думаю, будет очень интересно. Первый вопрос – возгорание и пожары в лесной зоне, которые волнуют фермеров, и второй – проблема водоснабжения, которая поступает из Южной Осетии в грузинские села», – уточнил Рудольф Михалка.

Женщины в переговорах
В ходе визита в Южную Осетию у сопредседателей состоялась встреча с представителями женских организаций Южной Осетии. По словам сопредседателя от ООН Джихан Султаноглу, участие женщин в переговорах всегда считалось эффективным.
«Женщины Южной Осетии – энергичные, у них свой подход к решению проблем. И мы хотим выслушать их мнение, узнать их интересы и заботы. Вовлеченность женщин в мирных делах мы хотим интегрировать в нашу работу», – отметила сопредседатель от ООН.
По мнению Джихан Султаноглу, женские дискуссии – особая платформа и площадка, и они, как сопредседатели, хотят услышать мнение представителей прекрасного пола и принять их позицию к сведению. «Вовлеченность женщин мы хотим продолжить в переговорных процессах и сделать все возможное для местных женских организаций», – подчеркнула сопредседатель от ООН.
Алена ДЖИОТЫ