Референдуму быть!

Тридцатого марта президент Бибилов выступил с обращением к народу, заявив, что республика намерена в ближайшее время предпринять юридические шаги для инициации процесса вхождения в состав России.

«Объединение с Россией – наша стратегическая цель. Наш путь. Чаяние народа. И по этому пути мы будем двигаться. Соответствующие юридические шаги мы сделаем в ближайшее время. Южная Осетия будет в составе своей исторической родины – России. Осетинский народ разделен и его историческая и стратегическая цель – объединение в рамках одного государства. Это государство – Российская Федерация», – заявил Бибилов.
Инициатива президента Бибилова провести референдум о воссоединении вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Спустя несколько минут в Цхинвале прошел грандиозный автопробег с участием тысяч граждан, который продолжился на второй день.
Политики, эксперты, общественные деятели и граждане не скрывали эмоций, радуясь предстоящему важнейшему, судьбоносному политическому акту, который завершит процесс воссоединения разделенного народа и восстановит историческую справедливость.
Но некоторая часть общества усомнилась в истинности инициативы президента, усмотрев в заявлении политический ход накануне президентских выборов. Отсылка шла к выборам 2017 года. А затем пошли ссылки на якобы несвоевременность референдума, ссылаясь на «неготовность стратегического партнера», чтобы, цитата: «не создавать ему проблем». Также утверждалось, что Россия не хочет возвращать нас в свой состав.
Что удивительно, к несвоевременности референдума в соцсетях активно стали апеллировать субъекты, уровень общественной поддержки которых на прошедших президентских выборах не дотянул и 50 человек, не преодолев, тем самым, даже предрегистрационный барьер. Не говоря уже о других субъектах, претендующих на «глубокое знание» внешней политики и агрессивно противодействующих воссоединению Южной Осетии. И эти люди будут учить весь народ, спекулируя на патриотических чувствах? К сожалению, социальные сети стали площадкой для нивелирования референдума. Прослеживаются явные попытки загасить энтузиазм и общенародное желание восстановить историческую справедливость.
С учетом международной обстановки…
Не будем забывать – в 2017 году в мире была другая ситуация. В 2017 году Россия завершала разгром международных террористов в Сирии. На нее оказывалось международное давление. США и Запад не могли смириться с концом однополярного мира, что выразилось в разных формах давления на Россию. Выход США из РСМД и дело Скрипалей, нарастала напряженность на Донбассе и многое другое…
К тому же, мир пока не переварил возвращение Крыма в родную гавань и новый референдум в Южной Осетии, и ее настойчивые требования войти в состав России могли вызвать агрессивные политико-дипломатические действия против России.
Непростая международная обстановка действительно не позволила России поддержать почин-просьбу Южной Осетии о возвращении в ее состав, так как это могло вызвать шквал санкций. Россия надеялась на благоразумие США и стран Запада, пытаясь вести взаимный уважительный диалог в интересах всех сторон.
В случае с Южной Осетией все эти годы Россия применяла не прямое возвращение в состав федерации, а плавное, через интеграционную договорно-правовую базу, которую легко проследить. Ее не заметит разве что ограниченный субъект.
Поддержка России есть
Отметим, в 2017-2018 годах заявления представителей Южной Осетии о воссоединении с Россией не находили такого одобрения и поддержки, какую мы все увидели после заявления Бибилова 30 марта с.г.
Рядовые депутаты и сенаторы, главы комитетов и их заместители Совета Федерации и Государственной Думы поддержали заявление Бибилова и отметили своевременность принятия такого решения.
Заявление Бибилова в частности поддержали: сенатор, замглавы комиссии «Единой России» по международному сотрудничеству Ан-дрей Климов, зампред комитета Госдумы по делам СНГ Артем Туров, сенатор С. Цеков, предложивший даже присоединить Донбасс и Южную Осетию без референдумов, Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, Депутат Госдумы Л. Калашников, Глава Северной Осетии С. Меняйло, секретарь Совета безопасности Абхазии Сергей Шамба, главы ДНР и ЛНР Пушилин и Пасечник, глава Крыма Аксенов, главы других субъектов России, ведущие политологи и эксперты, заместитель спикера Парламента Абхазии Левон Галустян, экс-глава РСО-Алания, сенатор Таймураз Мамсуров
Надо понимать, такие персоны словами не разбрасываются. Могу напомнить, аналогичная широкая поддержка представителей федерального центра была после событий августа 2008 года, когда за некоторое время до указа президента Медведева, практически весь российский политический бомонд обратился к руководству России с просьбой признать суверенитет Южной Осетии. И такое решение было принято!
Все «ЗА»
В самой Южной Осетии референдум поддержала практически вся интеллигенция, представители творческой и научной интеллигенции, общественные деятели, рядовые граждане. Среди них:
Директор ЮОНИИ, председатель Юго-Осетинского отделения МОД «Высший Совет осетин» Роберт Гаглойти, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, спикер Парламента Алан Тадтаев, первый заместитель Председателя Парламента Петр Гассиев, депутаты Парламента, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ЮОНИИ Коста Дзугаев, экс-президенты Чибиров, Кокойты и Тибилов, историк Руслан Дзаттиаты, экс-спикер парламента, лидер Компартии Станислав Кочиев, член Общественной палаты, юрист, писатель Ахсар Бежанов и многие другие. Широкий положительный отклик вопрос референдума вызвал и в Северной Осетии, интеллигенция которой поддержала это решение.
Не будем забывать, основатель республики Торез Кулумбегов однозначно высказывался за возвращение Южной Осетии в состав России. В прошлом году в североосетинской газете «Айдан» свыше 150 выдающихся представителей нашего народа, из Северной и Южной Осетии, персоны федерального значения обратились к руководству России с настоятельным требованием воссоединить Южную Осетию с Россией, потому что только воссоединение решит весь спектр народно-хозяйствен-ных и иных задач.
Для разных решений во внешней политике необходима адекватная международная обстановка. Не всегда любой политический акт возможен исключительно на основе волеизъявления народа государства.
К признанию Южная Осетия тоже шла длительное время, с 1992 года. А первый визит осетинских представителей во главе с Зурабом Магкаевым в Петербург к Императрице Елизавете Петровне состоялся в 1751 году. И лишь в 1774 году, то есть спустя 23 года Осетия вернулась в состав Российской Империи. То есть, для всего – свое время. Ситуация должна созреть. Но важно, чтобы не перезрела! Что целиком и полностью зависит от желающих войти в новую жизнь с перспективой настоящего развития в составе России.
Санкции: всё включено, больше их не станет
Известный российский дипломат Андрей Бакланов, за плечами которого десятилетия дипломатической службы в МИД СССР и России, в статье «Вхождение по-осетински» на Лента.ру отметил, что специфика нынешней международной ситуации, которая сложилась, те меры, которые коллективно принимаются Западом в отношении РФ, полностью лишают смысла продолжение осторожной линии внешней политики в этом вопросе
«Дальнейшее возможное ухудшение ситуации ничего не меняет и ничего не добавляет – Россия уже занимает первое место в мире по количеству введенных против страны санкций» – заметил Бакланов.
Что же касается «не создать проблем России», то уж не нам беспокоиться об этом. То самое окно возможностей, для вхождения Южной Осетии в состав России, снова приоткрылось. Стратегический партнер, устами Главы МИД России Сергея Лаврова 27 апреля с.г. заявил:
«Граждане Украины будут сами определять свою судьбу в ходе референдумов о присоединении регионов, где они живут, к России, решать им, а не кому-то другому. Настроение людей здесь необходимо ставить на первое место, отдавать им полный приоритет. Когда мы объявляли о начале спецоперации, мы сказали, что будем исходить из того, что граждане Украины будут сами определять свою судьбу. Решать им, а не кому-то другому».
Тем самым, Лавров дал понять, что время собирать камни, т.е. возвращать раздаренные территории – пришло. Это, в совокупности с двумя цитатами Президента России Путина о том, что «все зависит только от самого югоосетинского народа», «нас ничего не сдерживает, кроме желания и интересов народа Южной Осетии», расставляет все точки над «i»! И спекуляции о «несвоевременности», «нежелании России нас принимать» – пора прекращать.
Александр КЕЛЕХСАЕВ