Радик Дудаев: «Спасибо каждому, кто помог остаться мне в живых!»

К двенадцатой годовщине войны августа 2008 года надо еще раз рассказать о смелости и мужестве ребят, которые отстояли суверенитет Южной Осетии. В отражении агрессии Грузии принимали участие не только военнослужащие и сотрудники силовых ведомств, но и женщины, рядовые жители. Они все – истинные патриоты Родины, люди, для которых честь, долг и справедливость превыше всего.

Помнить все до мелочей
Очень скромный и застенчивый, лишенный всякого тщеславия молодой человек Радик Дудаев согласился рассказать о войне 08.08.08. с большим трудом. Хотя события того периода оставили у него неизгладимый след. Получил тяжелое ранение, которое и сегодня каждый день напоминает о себе. Сложилось ощущение, что он хотел закончить наше общение быстрее.
Обрывистые словосочетания и недосказанные предложения. Каждый вопрос приходилось задавать несколько раз, но наш герой тяжело вздыхал, уводил глаза в сторону, быстро отвечал и нам приходилось его переспрашивать.
В 2008 г. Радик Дудаев служил в 1-й роте 7-го батальона министерства обороны Южной Осетии. В ночь с 7 на 8 августа, он вместе с другими сослуживцами охранял рубежи родного села. Как вчера помнит начало августовской войны.
Еще с 2004 года ситуация в селах Цхинвальского района западной части республики была неспокойная. Периодически со стороны Грузии село Дменис и другие населенные пункты региона подвергались обстрелам. И потому они были готовы к любому повороту событий.
«Грузинские подразделения в количестве нескольких сот человек пришли в Дменис со стороны Сатикара. Там они успели расправиться с местным жителем Леней Догузовым. Но их целью было занять здание школы, где располагался 7-й батальон Минобороны. Причем, в наше село они пришли с разных направлений – со стороны Кохат и Ксуис»,- рассказывает он.
Югоосетинские защитники были готовы противостоять врагу, в достаточном объеме располагали силами и средствами отразить атаки противника и защитить свое село.
«Нам сообщили, что через поля грузины прорвались в Дменис, мы побежали в сторону Ксуис и заняли позиции. Оказывается, на тот момент, грузины вошли в село с противоположной стороны, но это выяснилось позже. А наша рация села, не было электричества и мы не смогли ее зарядить и полностью потеряли связь с руководст-вом», – вспоминает Радик.

Неразорвавшаяся бомба
Наши бойцы начали мониторить ситуацию, но грузин поблизости нет. Им сообщили, что грузинская армия идет в село с другого направления.
«Мы заметили на другой стороне реки много вооруженных людей, одетых в черную военную форму. Я предложил открыть по ним огонь. Но наш командир Иван Гагиев сказал: надо подождать, они очень похожи на наших омоновцев. А вдруг это сотрудники ОМОН пришли к нам на помощь».
Ребята начали сомневаться – это югоосетинские омоновцы или грузинские фашисты. Пока они раздумывали, рядом с ними упала авиационная бомба, которую сбросил грузинский самолет. Но к счастью, бомба не взорвалась.
«На тот момент нас осталось около восьми человек, с другими мы разделились. Рано утром 8 августа, уже светало, грузинская пехота зашла в Дменис. Мы ожидали, что к нам придет подмога, до этого была такая информация. Противостоять восьмерым против пятисот до зубов вооруженных людей было сложно», – пояснил Дудаев.

Кровь хлынула из лопнувшего «шарика»
Они решили дойти до штаба и с руководством батальона принять какое-то решение, но вдруг столкнулись с группой грузинских военных.
«Завязалась перестрелка и меня ранило. Пуля прошла рядом с сердцем и выскочила через левое легкое. Ранение было серьезным, но я держался на ногах. Друзья не оставили меня. Один из них, по сравнению со мной был мельче, пошутил: «Лучше бы меня ранили, ты бы меня понес, а то тебя, такого здорового как нести». Я был в сознании и даже не думал, что рана такая серьезная, пока изо рта не потекла кровь. Друзья запаниковали, начали за меня нервничать и решили доставить в больницу любой ценой», – с чувством благодарности говорит Радик. И каждый раз перечислял друзей по именам, и не уставал говорить им «Спасибо!».
Рана начала опухать, было ощущение, что сердце внутри начало расти. Через леса перешли в село Сатикар. Тогдашний директор школы Борис Догузов настоящий патриот и защитник Отечества, увидев его, истекающего кровью, сразу сориентировался, резким движением сдавил рану такой силой, что от боли чуть не потерял сознание. «Грязная кровь хлынула из опухшей части груди. Этот большой шар, в который превратилось сердце, лопнул, и, как проколотый надувной шар, начал сдуваться и уменьшаться. Параллельно боль начала слабеть. Боря очистил рану и перевязал ее. После в больнице Владикавказа меня спрашивали, кто этот врач, который так профессионально обработал и перевязал мою рану. Сегодня Бори нет рядом с нами, но его светлая память останется в наших серд-цах», – подчеркнул защитник Отечества.
Пять дней до больницы
Радика Дудаева друзья привели в дом Владимира Догузова, расположенный на возвышенности в верхней части села Сатикар. Хозяйка дома Зоя Джигкаева к тому времени уже ушла в лес, вместе с другими жителями Сатикара, чтобы объездными путями дойти до Джавы.
«Меня уговорили остаться на ночь, чтобы потом забрать в лес, и довести как-нибудь до больницы. Начала подниматься температура, три дня она не спадала. Утром ушли в лес, где встретили много людей – стариков и женщин, и вместе с ними дошли до села Елтура. Туда на машине приехал Спартак Биченов, царство ему небесное, и увез меня прямо в больницу Северной Осетии. Это уже было 11 августа. Там я остался несколько месяцев», – отметил он.

Две операции и месяцы на восстановление
Выписали Радика Дудаева спустя несколько месяцев, рана зажила, но его состояние не улучшалось. Температура держалась все эти месяцы и он опять попал в больницу. Позже оказалось, что одно легкое, через которое вылетела пуля, гноилась. В результате, опять долгое лечение. Перенес несколько операций, лечение, долгая реабилитация. Рана постоянно давала о себе знать. Пришлось ехать в Москву. Один раз его отправили на лечение за счет государства, второй раз поехал на свои средства. Но раны Радика и сегодня дают о себе знать.
На вопрос – есть ли у него награды, он улыбнулся и ответил: «Много!». Он остался жить в родном селе, женился и воспитывает двух сыновей и дочь.

Алена ДЖИОТЫ