Политолог: заявление ОБСЕ носит исключительно тенденциозный, однобокий характер

На днях на заседании совета ОБСЕ в Вене 12 стран-членов организации – Болгария, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Румыния, Украина, Финляндия, Чехия, Швеция и Эстония выступили с совместным заявлением, в котором выразили поддержку Грузии и призвали Россию выполнить свои международные обязательства.

Отметим, что практически ежегодно странами ОБСЕ публикуются подобные заявления, в которых выражают поддержку «территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках ее международно-признанных границ», а также возмущение «продолжающейся оккупации Абхазии и Южной Осетии со стороны России».
В этом году помимо шаблонных фраз в заявлении говорится, что Москва должна выполнить решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 21 января 2021 года.
«Мы подтверждаем нашу полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее международно-признанных границ. Мы внимательно следим за развитием событий, связанных с недавним постановлением Европейского суда по правам человека по делу о вооруженном конфликте между Грузией и Российской Федерацией в августе 2008 года и его последствиями. Мы оцениваем это решение Суда как эпохальное в установлении фактов, в защиту основанного на правилах международного порядка и интересов тех, чьи права и основные свободы были нарушены и во многих аспектах продолжают нарушаться вплоть до настоящего момента в результате актов военной агрессии со стороны Российской Федерации и последующей оккупации значительной части территории Грузии», – сказано в заявлении.
Страны ОБСЕ напоминают о постановлении Страсбурга, что якобы именно Москва осуществляет эффективный контроль над Абхазией и Южной Осетией после заключения соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г. И события, произошедшие после этого, подпадают под юрисдикцию России. В своем решении ЕСПЧ установил нарушения ряда положений Конвенции о защите прав человека, ответственность за которые несет Москва.
Такое одностороннее мнение выражено в документе и по поводу того, что якобы около 23 тысяч граждан Грузии были вынуждены покинуть свои дома в зонах конфликта. С тех пор абсолютное большинство из них по-прежнему лишено возможности вернуться в родные края.
«Мы призываем Российскую Федерацию полностью выполнить решение Суда, в том числе положить конец нарушениям прав человека «в грузинских регионах Аб-хазия и Цхинвальский регион / Юж-ная Осетия», дать возможность вынужденно перемещенным лицам вернуться в свои дома в условиях безопасности и достоинства, а также обеспечить адекватное и эффективное расследование событий, как указано в постановлении ЕСПЧ. Мы рассматриваем как обязанность Российской Федерации также расследовать все нарушения этой Конвенции во время активной фазы боевых действий», – потребовали члены ОБСЕ.
Ленингорский район – бельмо на глазу у грузинского и европейского политического истеблишмента
Мы попросили прокомментировать заявление «друзей Грузии» кандидата политических наук, известного российского политолога Артура Атаева.
По его словам, решение 12 стран ОБСЕ сделать подобное заявление – это не ново, оно было ожидаемо. Он напомнил, что до этого без исключения все министры иностранных дел этих же государств заявляли, что требуют возвращения так называемых оккупированных территорий Грузии. Российский политолог обратил наше внимание на следующий факт, что для объективного вынесения какого-либо решения нужен процесс не «Грузия против России», а «Грузия против Южной Осетии», «Грузия против Абхазии» или «Южная Осетия и Абхазия против Грузии».
«Очевидно, что перечисленные странами доводы ЕСПЧ в отношении 26 грузинских якобы военнопленных, которых пытали, не то что не соответствуют действительности, а как всегда носят исключительно тенденциозный, однобокий характер. Поэтому из папки в папку, из так называемого уголовного дела в уголовное дело – это все плавно перетекает из одного документа в другой. Поэтому ничего нового в этом заявлении нет, и думаю, что медийного повода особого тоже нет. Очевидно, что мы в очередной раз констатируем факт, что в ОБСЕ просто сложилась антироссийская коалиция», – отметил эксперт.
По поводу вопроса о возвращении грузинских «беженцев», который периодично поднимается «друзьями Грузии», Артур Атаев подчеркнул, что объективно можно говорить о ситуации лишь в следующем контексте.
«Сегодня в Южной Осетии есть Ленингорский район, в которой живет грузинское население. Грузины, которые хотели остаться в Южной Осетии – они остались, более того некоторые даже вернулись. Иными словами, Ленингорский район это бельмо на глазу у грузинского политического истеблишмента и у политической элиты Европы, очевидна. Поэтому о возвращении беженцев говорят в Польше, в Швеции и на Украине, но меньше всего уже говорят в Грузии. На данный период прошла адаптация довольно значительной части «беженцев», которые беженцами и не являются, а фактически покинули свои дома, в основном, в преддверии конфликта (!). Исходя из этого политика в отношении бывших граждан или не граждан Южной Осетии грузинской национальности будет формироваться Южной Осетией, Государством Алания в контексте взаимоотношений с Республикой Грузия», – подчеркнул российский политолог.
Что касается высказываний, что «Москва осуществляет эффективный контроль над Абхазией и Южной Осетией после заключения соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г», учитывая постоянную милитаризацию Грузии на границе Южной Осетии, Артур Атаев обратил внимание на то, что вокруг Южной Осетии свои силы наращивает не только Грузия, но и страны НАТО.
«Грузия де факто стала членом НАТО, поэтому можно с уверенностью говорить, что фактор России в Южной Осетии становится все меньше, а вот фактор НАТО и Грузии на границах Южной Осетии как раз-таки становится все больше и больше. Поэтому здесь тенденция наоборот», – заключил Артур Атаев.
Напомним, что война между Грузией и Южной Осетией началась в 1989 году и длилась до 2008 г. И, чтобы решения ЕСПЧ и заявления международных организаций были хоть немного объективными, им необходимо рассматривать весь период грузино-осетинского конфликта. К тому же, в 2008 г. член ОБСЕ признал, что войну начала Грузия. Именно ОБСЕ – организация, которая до 2008 года была посредником и наблюдателем в формате СКК в Южной Осетии, и члены организации были свидетелями вооруженного вторжения Грузии на территорию РЮО. Отметим, что тогда глава офиса ОБСЕ в Цхинвале Райан Грист признал, что войну начала Грузия, но его потом уволили за эти слова. Конец военным действиям положило вмешательство России, так как грузинские вооруженные формирования занимались уничтожением граждан России (в первую очередь российских миротворцев), а также мирных населенных пунктов.
ОБСЕ, как и некоторым другим международным организациям, нужно поддерживать информационный тренд и постоянно заявлять, что «Южная Осетия — несостоявшееся государство, а Россия – агрессор» – это как мантра и информационный повод, имеющий постоянное составляющее или обычная политическая практика – создание нужного информационного мнения.
Мадина БЯЗРОВА