Политолог: «Грузия не научена публично признавать свои ошибки. Доказательством тому является август 2008 года»

Рано или поздно Грузия вынуждена будет признать факт существования Южной Осетии
как самостоятельное государство и субъект международного права

«Саломе Зурабишвили – один из самых резких антироссийских политиков. Возможно, за Саакашвили, который в каждом публичном выступлении пытается оскорбить Путина или Россию, ей не угнаться, но эта дама находится в одном ряду с такими политическими деятелями как Саакашвили. И я сомневаюсь, что она, в плане отношения к России, лучше того же Саакашвили, Мерабишвили, Бахтадзе и т.д. Это новая плеяда грузинских политиков, выставляющих Россию исключительно в негативных тонах и позиционирующих ее как агрессора», – отметил наш эксперт, кандидат политических наук, заместитель исполнительного директора общества «Двуглавый орел» Артур Атаев, комментируя недавнее заявление президента Грузии в интервью Euronews.

В частности, Euronews Зурабишвили заявила, что изменение позиции российской стороны может стать основой для возобновления контактов между Москвой и Тбилиси. По ее словам, Россия должна понять, что диалог не должен «строиться на принуждении». Примечательно, что ранее Зурабишвили открыто выступила в адрес РФ с обвинениями, назвав Россию «врагом» и «оккупантом».
«Я слышал много антироссийских заявлений Зурабишвили, сказанные в той или иной негативной плоскости, есть грубые выпады в адрес России. На моей памяти это 32 антироссийских заявления Зурабишвили за небольшой срок президентства и период пребывания на должности министра иностранных дел Грузии. Поэтому, скажу, ничего нового в заявлении Зурабишвили нет», – подчеркнул Артур Атаев.
По словам российского политолога, сделанное заявление – продолжающийся политический вектор Грузии. При этом эксперт отметил, чем меньше Зурабишвили принимает грузинская политическая элита внутри страны, тем чаще она комментирует внешние контуры. По мнению Атаева, складывается впечатление, что произошло разграничение между премьер- министром, парламентом и свадебным генералом-президентом.
«Констатация факта: Зурабишвили является рупором антироссийской политики в Грузии. Что касается политического вектора, который, безусловно, задается не Зурабишвили, а представителями западных политических элит, отвечающих за Закавказье, они не учитывают одного – югоосетинского фактора», – уточнил он.
Как отметил Атаев, делая тенденциозные заявления и призывая Россию отказаться от агрессивной политики, Грузия и западные ее партнеры не учитывают югоосетинского фактора, и зря. Южная Осетия – это не де-факто независимое, а признанное, состоявшееся государство, с которым Грузии нужно выстраивать отношения. И, по заверению нашего собеседника, чем скорее Грузия поймет и признает Южную Осетию как самостоятельного субъекта международного права в Закавказье, тем лучше.
«Касаемо заявления Зурабишвили, помимо того, что Грузии нужно изменить антироссийскую политику, принести официальные извинения на государственном уровне перед Россией (условия, которые обозначили ряд депутатов Госдумы РФ в ответных заявлениях), грузинским властям необходимо изменить политику в отношении Южной Осетии и принести извинения перед югоосетинским народом. Хотелось, чтобы югоосетинская сторона, прежде всего МИД, выдвигала такие условия регулярно, заявляла систематически это от имени югоосетинского народа, чтобы в дальнейшем вести полноценные переговоры с Грузией», – сказал политолог.
Атаев считает, что рано или поздно этот переговорный процесс состоится. Грузия вынуждена будет признать факт существования Южной Осетии как самостоятельного государства и субъекта международного права.
«Предварительно к этому нужно готовить националистическое и очень опасное грузинское общество. С югоосетинской стороны на постоянной основе надо выдвигать требования, которые Грузии надо выполнить, чтобы начать переговорный процесс. Это серьезный процесс, и Южной Осетии нужно выстраивать эту политику на международном уровне, делать регулярные, четкие и агрессивные, в хорошем смысле слова, заявления, чтобы Грузия поняла и признала, что Южная Осетия – полноценный состоявшийся субъект международного права», – подчеркнул эксперт.
А происходящие сегодня события на государственной границе Южной Осетии, Артур Атаев назвал «ожидаемым процессом». По его словам, грузины, как и покровительствующие им западные структуры и государства, действуют всегда по одной схеме: они запускают сперва неправительственный сектор, устраивающий акции протеста, а после на это место (в данном случае госграница с РЮО) приходят силовые органы.
«Ведь мы помним, какие протестные акции были организованы у границ Южной Осетии против т.н. бордеризации. Я наблюдал, как это сопровождалось в грузинских СМИ, постоянно искусственно нагнеталась обстановка. Якобы грузин притесняют, разделили грузинское кладбища и сенокосы границей. Красочно описывали, что часть дома находится на территории одной страны, земельный участок на другой. Все это – обычные мифы, не раз использованные, в частности на Балканах, чтобы создать негативный образ российского, а сейчас и югоосетинского пограничника», – уточнил политолог.
Атаев напомнил о сравнительно недавнем репортаже на грузинском телевидении, когда привезли чешского парламентария, и снимали сюжет на фоне того, как идет обустройство государственной границы со стороны Южной Осетии. Грузинская сторона показывала чешским парламентариям, как возводятся на «грузинской территории» «незаконные строения».
«Происходящее на госгранице РЮО ожидаемо, это само собой разумеющийся подвох. Грузинские политики без провокаций действовать не могут, их задача сейчас обострить ситуацию», – сказал наш собеседник.
Август и сентябрь являются знаковыми как для Южной Осетии и Абхазии, так и для Грузии, считает Атаев. Но для РЮО и РА – это положительные периоды: признания, утверждения государственности, победа в войне. А вот для Грузии, по его словам, это негативная коннотация. Поэтому, когда широко отмечается эта дата в признанных республиках, по мнению эксперта, грузинские власти готовы на любые провокации.
«Очередная годовщина признания независимости вывела их из себя. И здесь важно устраивать провокации на границе именно с Южной Осетией. Потому что РЮО, в отличие от Абхазии, стратегически более важное звено, как для американцев, так и для грузин, учитывая геополитическое положение и значение Южной Осетии. Практически 90% территории государства граничит с Грузией, поэтому это означает фактический контроль над значительной частью Закавказья. Так что провокации будут и следует, скорее всего, ожидать эскалации конфликта в регионе», – считает Атаев.
Как отметил политолог, грузинская политическая элита не успокоилась еще со времен 1918-1920 годов, сегодняшняя Зурабишвили и другие политики – это преемники Жордания, Гамсахурдиа и т.д., и они этого не скрывают.
«Заявление Зурабишвили не направлено на сотрудничество или деэскалацию. Грузия не способна это сделать, потому как есть: во-первых, диктующий запад; во-вторых, сложившийся грузинский политический менталитет. Грузины, конечно, будут работать подспудно и выстраивать лоббистские модели внутриполитической и экономической элиты России. Но публично они свои ошибки признавать не научены, доказательством тому является и август 2008 года», – констатировал Артур Атаев.

Мадина БЯЗРОВА