Парламентские выборы: лучшего из лучших, а не меньшее из зол

Впервые в Южной Осетии пройдут выборы в профессиональный парламент

На днях кампания по выборам депутатов в парламент VII созыва перейдет в активную фазу. Претенденты на депутатские мандаты смогут презентовать свои политические программы. Можно сказать, предвыборная гонка стартовала. О политических настроениях югоосетинского общества, о предстоящих выборах в законодательный орган нам рассказал начальник Управления внутренней политики Администрации Президента Южной Осетии Мурат Ванеев.

– Мурат Владимирович, ранее Вы говорили, что возглавляемое Вами управление периодически проводит мониторинг общественного мнения. Как Вы оцениваете внутриполитическое поле в предвыборный период?
– Действительно, мы проводим мониторинг и на сегодня внутриполитическая ситуация стабильная, спокойная. Сейчас у граждан, желающих баллотироваться в депутаты, прошла стадия самоопределения и сбора документов. Политические партии были заняты техническими вопросами: проведением съездов и определением выдвиженцев в качестве кандидатов по общереспубликанскому списку и по одномандатным округам, то есть шла кропотливая работа по подготовке к участию в выборах. По результатам мониторинга, население от выборов ждет положительных и качественных шагов, учитывая, что парламент в республике впервые будет избираться на профессиональной основе и по смешанной пропорционально-мажоритарной системе.
– Недавно мы наблюдали «перекройку» нескольких партий – «Ныхас», «Новая Осетия», «Аланский Союз». Это принесет им реальные результаты или можно сказать, что коалиция оппозиции разрушилась?
– Вообще любая реорганизация направлена на достижение целей и улучшение ситуации, даже если две силы объединяются, то в любом случае идет усиление. С определенными потерями, но в совокупности объединение даст для этих политических сил положительные результаты. И я бы не сказал, что оппозиция, которая складывалась, разрушилась. Она, возможно, структурно не сложилась и юридически не оформилась. Но люди, объявившие тогда об объединении трех политических сил, сохранили этот потенциал, и говорить о разрушении не приходится.
– Каковы Ваши прогнозы, сможет ли сохранить за собой лидирующее место партия «Единая Осетия»?
– Как сотрудник Администрации Президента РЮО, не обозначая какую-либо из политических партий, думаю, что наибольшими шансами обладают партии, которые на протяжении последних пяти лет осуществляли политическую деятельность. У таких партий есть преимущество – они были на слуху, люди видели их реальную работу. Активно функционирующим партиям проще корректировать свою политику и населению легче их оценивать объективно, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Сегодня люди среди политических партий будут выбирать тех, кто показывает реальные дела, а не бездействующие партии.
– Стоит ли ожидать прохождения новых партий в парламент?
– Практически все партии имеют шансы пройти в парламент, все, конечно, в разной степени вероятности и с разным количеством депутатов, но сказать про какую-либо партию, что она по каким-то причинам не имеет возможности пройти в парламент, не могу. В списках каждого из партий есть уважаемые личности разных специальностей и возрастов, поэтому нельзя сказать, что какая-то партия явный аутсайдер.
– Вы действительно считаете, что среди партий нет аутсайдеров?
– Неправильно в предвыборный период с моей стороны давать прогнозы, влиять на мнение населения. Люди прочитают, несомненно подумают: «С чего это в Администрации Президента сказали, что эта партия аутсайдер?». Но, есть определенные критерии, указывающие на аутсайдеров – это партии, не проявлявшие никакой активности.
– Насколько напряженными, по Вашему мнению, будут парламентские выборы, учитывая, что на политическую авансцену могут выйти новые личности?
– Думаю, серьёзной конфронтации не будет. Еще полгода назад было мнение, что из-за выборов по мажоритарной системе очень многие побегут регистрироваться в качестве самовыдвиженцев. Но, как видим, никакого ажиотажа нет. «Население не ринулось» и не все изъявили желание быть депутатом по простой причине: когда приближается час «икс», желающие баллотироваться задумались, скажем так, столкнулись с вопросом и пониманием, что население будет требовать реальную работу. Многие осознали ответственность и свои возможности, то есть произошло переосмысление. Самовыдвиженцы поняли: избиратель будет выбирать в парламент депутатов по достоинствам. Электорат смотрит на преимущества кандидата в депутаты, а не на недостатки его оппонента. Поэтому, полагаю, что черного пиара и компромата будет минимальное количество. Кандидаты будут агитировать за себя, пройдут встречи кандидатов с населением, дебаты (уверен, без эксцессов). Однако острота во время предвыборной кампании будет, так как каждый захочет показать себя в лучшем свете.
– За депутатский мандат будут бороться и одномандатники. Как юрист, как Вы думаете, какие требования к себе должен предъявлять кандидат, прежде чем принять решение баллотироваться?
– Основное требование самовыдвиженца – человек должен задаться вопросами: достаточно ли он авторитетен для электората, стоит ли идти в депутаты независимо от деловых качеств, соответствует ли он человеческим ожиданиям? Что касается, например, образования, полагаю, что хороший человек, но без образования тоже может стать депутатом. Но мы должны осознать, что депутат – это тоже профессия. Депутат должен обладать хорошей логикой, уметь принимать решения управленческого характера. Но перед принятием решения, анализировать полученную информацию, обозначать цели. Все эти навыки, как правило, человек получает в вузе. Поэтому, думаю, кандидат должен быть образованным и желательно иметь опыт управленческой работы. Иначе говоря, у него должен быть набор знаний и навыков, позволяющих решать вопросы государственного значения.
– Нет ли необходимости ввести экзамен для кандидатов по проверке их грамотности, так как уровень некоторых желающих пройти в парламент оставляет желать лучшего? Избирательное законодательство не слишком либерально в части требований к кандидатам?
-Наверное, когда-то давно такие требования к депутатам были, но тогда не было требования к всеобщему образованию. В принципе, сейчас каждый гражданин Южной Осетии по определению является грамотным человеком. И я даже не представляю, в какой форме можно внести подобные требования в избирательное законодательство. Избиратель смотрит в совокупности, оценивает грамотность и образованность кандидата, который во время предвыборной гонки будет презентовать себя, в том числе и темы своей квалификации. Человек может быть неграмотным в плане правописания, но образованным, быть отличным врачом, историком, юристом. По избирательному законодательству мы предоставляем избирателям максимальные возможности выбора, а необходимые базовые ограничения уже установлены, я не считаю наше законодательство слишком либеральным.
– Почему в обществе не изживается шаблон, что предпочтение надо отдавать «хорошим парням», а не порядочным профессионалам. Еще шаблон – депутат должен строить дороги и т.д., решать хозяйственно-бы-товые проблемы населения. Депутат – не ЖКХ и не ЖЭК.
– Интересный вопрос. Мнение о том, что предпочтение надо давать хорошим парням, а не профессионалам, начало формироваться с разрушением СССР. В советское время профессионализму придавалось огромное значение, как и порядочности. Но когда страна рухнула, началась война, то обстоятельства складывались так, что государством управляли люди-пат-риоты, искренне хотевшие что-то сделать для страны. Возможно, у некоторых не было достаточного образования, но и задачи перед ними стояли иные, экстремальные и минимальные – выжить, выиграть войну. С этими задачами они справлялись даже без образования, и сформировали образ «хороших парней», пусть и без образования, главное – патриоты. Этот шаблон и остался в голове. Но время идёт, все меняется и сейчас перед республикой абсолютно другие задачи, мы говорим о развитии. Напряженное время закончилось, однако время «хороших парней» не прошло, но этого недостаточно, необходимо добавлять профессионализма. Хороший человек выполнит работу честно, а хороший профессионал – честно и качественно.
Что касается шаблона, что депутат должен заниматься жилищно-хозяйственными проблемами, он связан с периодом развала СССР. Тогда в системе управления государством не было четких разграничений. Исполнительная власть и депутаты работали, скажем так, по принципу колхоза, что было оправдано. Четкое разделение власти соблюдалось только в решении серьёзных политических вопросов. Поэтому в сознании общества сложился шаблон: неважно, чиновник представляет исполнительную или законодательную власть, он – представитель власти и обязан решать все.
– В последнее время отдельные лидеры партий утверждают, что государственные средства информации для них не доступны, выборочно освещают партийную жизнь и предвыборную гонку.
– Если мы говорим о предвыборном периоде, доступность государственных СМИ для всех участников процесса одинакова, и пусть никто не скажет, что СМИ какому-то кандидату не предоставляют возможности печататься, всё будет чётко поделено. Но здесь, наверное, речь идёт не только о предвыборном периоде, а в целом. А если изданию неинтересна тема или деятельность политической партии, возможно она неактуальна для читателей? Я никогда не сталкивался массово, чтобы кто-то хотел иметь доступ в СМИ и ему было отказано. А если речь идёт об интенсивности освещения государственной деятельности, то ничего удивительного здесь нет. Есть определенная государственная политика, и задача госСМИ заключается в информировании и донесении точки зрения государства до населения. Все госСМИ, по мере возможности, информируют население и о политических партиях. К тому же сейчас есть множество других возможностей, чтобы доносить свою информацию, тот же самый интернет часто популярнее, чем печатные СМИ.
Мадина БЯЗРОВА