О преимуществах законопроекта и этапах его реализации

Законопроект «О действии права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного регулирования на территории Республики Южная Осетия» (ЕАЭС) был принят парламентариями во вторник. На наши вопросы о преимуществах законопроекта, его реализации и отразится ли он на деятельности предпринимателей, нам ответили специалисты, непосредственно принимавшие участие в законотворческом процессе и в дальнейшей реализации проекта закона.

Дзамболат Тадтаев, министр экономического развития: – В ноябре 2021 года была принята Программа социально-экономического развития РЮО на 2022-2025 гг. Отдельным приложением в ней предусмотрены план гармонизации налогового законодательства и план гармонизации таможенного законодательства. Согласно Договору между РФ и РЮО о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года и Соглашению об интеграции таможенных органов РЮО с таможенными органами РФ от 19 апреля 2016 г., Южная Осетия обязуется перейти на законодательство ЕАЭС в сфере таможни.
Вопросы тарифного регулирования по Единому таможенному тарифу будут улажены отдельным Протоколом. Принятый Закон о переходе на законодательство ЕАЭС на предпринимателях отражаться в негативном смысле не будет. Это лишь процедура оформления ввоза и вывоза продукции.
Иными словами, существует таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование. Тарифное регулирование будет рассматриваться отдельно, а нетарифное регулирование не предполагает отдельных ограничений.

Олег Гаглоев, министр юстиции РЮО: – Во-первых, при переходе республики на законодате-льство ЕАЭС в сфере таможни упрощается процедура растаможки, оформления и проведения таможенных процедур. Мы гармонизируем законодательство, соответственно, в России и Южной Осетии будет единое таможенное законодательство. Сотрудникам наших таможенных органов больше не придётся осуществлять ту же процедуру, которую проводят российские коллеги. Сотрудники Таможенного комитета РЮО будут использовать имеющуюся информацию. Все будет совместимо с российскими коллегами, это – единая товарная номенклатура.
Во-вторых, в рамках гармонизации законодательства, российская сторона окажет Таможенному комитету РЮО помощь в техническом оснащении и программном обеспечении.
Вопросы таможенных ставок отдельным пунктом будут рассматриваться и при взаимодействии с российскими коллегами. Что касается преимуществ закона для предпринимателей, занимающихся ввозом товаров в РЮО, то в первую очередь, это опять-таки упрощение таможенных процедур – унификация законодательства. То есть, если раньше в России и Юж-ной Осетии были разные декларации, виды таможенного оформления и другие процедуры и документы, то сейчас они будут идентичны.
О повышении тарифных планов разговора нет. Этот вопрос – предмет отдельного диалога между российской и югоосетинской сторонами.
Закон начинает действовать с 1 января 2023 года, следовательно, нужно будет руководствоваться нормами Евразийского экономического Союза.
Также предусмотрен согласованный переход на применение ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС и ставок вывозных таможенных пошлин, действующих в России. Порядок этого перехода будет определяться отдельным Протоколом к Соглашению между РЮО и РФ об интеграции таможенных органов РЮО с таможенными органами РФ. Процесс согласования начинается только сейчас. Сперва пройдут внутриведомственные согласования, после – с российской стороной, а потом уже – подписание и процедура ратификации Парламентом РЮО. России не потребуется ратификация документа, так как там не предусмотрено никаких изменений в законодательстве. Что касается югоосетинской стороны, для вступления в силу этого Протокола нам нужно будет скорректировать наше законодательство, возможно, и сегодня принятый закон.

Сослан Джуссоев, первый замруководителя Администрации Президента РЮО: – Принятие Закона «О действии права ЕАЭС и законодательства РФ в сфере таможенного регулирования на территории РЮО» является исполнением подписанных ранее договоров и соглашений, предусматривавших интеграцию таможенных органов Южной Осетии с российскими, что является одним из условий финансирования Государственной программы социально-экономичес-кого развития 2022-25 годов.
Вместе с тем, для нас приоритетом являются интересы граждан Южной Осетии и поиск возможностей для экономического развития республики. Также следует различать гармонизацию двух законодательств с их полной унификацией. Принятый закон не предусматривает применения ставок таможенных пошлин ЕАЭС в отношении товаров, перемещаемых через границу Южной Осетии в обозримом будущем. Эти ставки по-прежнему устанавливаются Правительством РЮО. Увеличение стоимости «растаможки» привело бы к подорожанию товаров, ввозимых в республику, и кратному повышению тарифов растаможки автомобилей, что стало бы для наших граждан очень тяжелым бременем.
Для того, чтобы сохранить действующие тарифы, была проведена очень большая работа. Нужно выразить признательность всем ее участникам и с осетинской, и с российской стороны. Мы будем продолжать с РФ работу над модернизацией экономического законодательства. Вопрос тарифов здесь самый чувствительный, и мы будем настойчиво искать поддержки и понимания у наших российских партнеров, дабы обеспечить основу для экономической активности в республике.
Мадина БЯЗРОВА