Основная задача Женевских дискуссий – документ о неприменении силы

О ходе 49-го раунда Международных дискуссий по безопасности и стабильности в Женеве рассказал Полномочный представитель Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев в ходе брифинга на площадке Госкомитета информации и печати.

Все доказательства вам, а в ответ тишина…
Как отметил Джиоев, на прошедшем раунде дискуссий ситуация была осложнена в связи с незаконным выставлением грузинскими властями полицейского поста на территории РЮО, недалеко от югоосетинского села Цнелис и югоосетинской делегацией был поставлен вопрос о снятии блокпоста. Полпред напомнил, что 30 августа прошла встреча в рамках МПРИ в с. Цнелис, после которой состоялись еще четыре технические встречи.
«Мы вновь повторили наши предложения о снятии поста. Грузинская сторона заявила, что пост выставлен на территории Грузии и снимать его не собирается», – сказал Джиоев.
Полпред в подробностях рассказал о предложениях югоосетинской стороны в связи с Цнелисским инцидентом. Также предложили рассмотреть возможность установления зоны безопасности от Цнелис до грузинского с. Чорчана.
«Мы предлагаем вернуться к ситуации до августа 2008 г., и мы подробно рассказали представителям международного сообщества – участникам Женевского процесса о незаконности выставления поста, раздали комплект документов, подтверждающих, что эта территория принадлежит РЮО, поскольку Юж-ная Осетия – правопреемник бывшей Юго-Осетинской автономной области», – уточнил полпред.
Как пояснил Джиоев, по законодательству РЮО республика была провозглашена в границах бывшей ЮОАО. Главным документом по описанию границ автономной области является Декрет Всегрузинского Центрального Исполнительного Комитета об образовании Автономной Области Юго-Осетии от 20 апреля 1922 года. Документ и последующие карты подтверждают, что территория, о которой идет речь, была частью Юж-ной Осетии.
Более того, по словам Джиоева, приведены материалы, подтверждающие, что тальковое предприятие было создано на территории Южной Осетии. В 1935 г. решением югоосетинских властей для рабочих предприятия в правобережной части Цнелис были выделены земельные участки для строительства домов и приусадебных участков, сегодня там 49 домовладений. Югоосетинская делегация показала документы, в которых все домовладения были оформлены в Балтинской сельской администрации, и отметила, что каждый домовладелец имеет свою хозяйственную книгу в администрации. И в доказательство продемонстрировали участникам дискуссий и личные документы жителей этой части села – паспортные данные граждан, которые родились с 40-х гг. до 1995 года.
«Я зачитал две выдержки из советской грузинской энциклопедии, изданной в Тбилиси в 1981 г., говорящие о том, что тальковое предприятие находится на территории Южной Осетии. Взамен нам ничего не представили, кроме постоянных заявлений, что пост не снимут. Накануне состоялись и двусторонние встречи с международными организациями и представителями отдельных стран, и мы обратились к делегации США, чтобы они объяснили грузинской стороне, что ситуация приводит к эскалации», – сказал он.
Обсуждалась и ситуация на других участках госграницы. В частности, югоосетинская делегация отреагировала на заявления Грузии и его покровителей по поводу работ, проводимых югоосетинскими пограничниками в районе с. Гугутианткари, которые не затрагивали территории Грузии. «Мы отметили, что и заявление сопредседателей Женевских дискуссий по этому вопросу было не обоснованным, тем более в адрес российских пограничников. Мы подчеркнули, все работы по проведению инженерных обозначений на границе ведутся исключительно пограничной службой РЮО», – пояснил Джиоев.
Цнелис доказываетнеобходимость документа о неприменении силы
Одна из основных задач Женевских дискуссий – документ о неприменении силы. И на 49-м раунде югоосетинская делегация напомнила о значимости дальнейшей работы в этом направлении.
«Цнелисский инцидент нас подталкивает, чтобы мы внимательнее отнеслись к работе над документом о неприменении силы. Мы отметили, что и присутствие войск НАТО в Грузии является одним из факторов беспокойства в регионе и ситуацию в районе Цнелис увязали с недавно закончившимися учениями НАТО в Грузии, где участвовали представители 14 стран», – подчеркнул полпред.
Мурат Джиоев отметил, что югоосетинская делегация в Женеве попыталась актуализировать этот вопрос и предложила вернуться к разработанному в 2017 г. проекту. Тогда, по его словам, практически все было согласовано, только грузинская делегация не получила доклад своего руководства.
«Мы предложили вернуться к этому документу, чтобы дать положительный импульс Женевскому процессу, а народам, ждущим положительных решений, сигнал, что мы работаем в правильном направлении. Но, к сожалению, работа над вопросом не завершилась. Однако скажу, что никто не отрицает – работу надо продолжать. Для нас самое главное: упорно работать в направлении обеспечения прочной безопасности нашего народа», – сказал он.
Ответственность за судьбы без вести пропавших лежит на Грузии
Как рассказал журналистам Мурат Джиоев, в Женеве поднимался ряд вопросов гуманитарного характера. «Мы поднимали вопрос выяснения судьбы без вести пропавших, отметив, что ждем продолжения работы сербского эксперта Игньятовича, занимающегося вопросами пропавших без вести после 2008 г. В этом вопросе нас поддержала американская делегация. Мы отметили, что граждане РЮО, которые с 2008 г. считаются без вести пропавшими, (из них пять человек точно) были в руках грузинских силовых структур и ответственность за их судьбы лежит на Грузии», – подчеркнул он.
В ходе работы дискуссий были подняты вопросы, связанные с осетинскими селениями, которые в разное время оказались вне территории Осетии. Прежде всего, это Тырсыгом, часть Казбегского района, куда осетинское население не имеет возможности доступа и где они потеряли свою собственность. Джиоев напомнил, что право собственности – один из святых законов демократии.
Югоосетинская сторона вновь призвала участников дискуссий воздействовать на Грузию в вопросе возвращения бесценного Цхинвальского триптиха (Оконского) – иконы X-XI веков, похищенной в ходе грузино-осетинского конфликта в начале 90-х гг.
«Мы рассказали историю триптиха, что икона была передана властям Грузии, и считаем, что должна быть возвращена своему законному хозяину – народу Южной Осетии», – отметил полпред.
Одним из главных вопросов, поднимаемых Южной Осетией на женевской площадке М. Джиоев отметил решение проблемы беженцев. Как известно, после 90-х гг. было более 100 тыс. беженцев из Грузии в РЮО и РФ, проблема которых не решена. По словам полпреда, в последние годы усилиями грузинских властей делается все, чтобы этот вопрос в Женеве не обсуждался.
«Грузинские власти ежегодно выносят на трибуну Генассамблеи ООН политизированную резолюцию по беженцам. Мы делаем ответное контрзаявление, отмечая, что резолюция преследует цели дабы подчеркнуть, что якобы Южная Осетия и Абхазия являются частями Грузии, и чтобы найти больше сторонников. Но ничего реального для решения проблемы эта резолюция не дает. Мы неоднократно отмечали, что вопрос беженцев важен югоосетинской стороне. Но так как мы не имеем возможности на площадке Генассамблеи ООН донести нашу позицию, мы должны обсуждать этот вопрос в Женеве и призываем, чтобы Грузия отказалась от пресловутой политики выносить резолюцию, поскольку 10 резолюций ничего конкретного не дали», – отметил он.
Ситуацию в Южной Осетии нереально разглядеть в бинокли
В связи с визитом Штанмайера в Грузию и в частности на территорию границы, югоосетинская делегация подчеркнула, Южная Осетия – открытое государство и всегда рада гостям, которые приезжают через единственную дорогу к республике через российско-югоосетинскую границу.
«Мы отметили, что о внутреннем социально-экономическом развитии Южной Осетии трудно судить по грузинской позиции и ее нереально разглядеть в бинокли, поэтому рады всем, кто хочет узнать реальную ситуацию в республике. Но грузинские власти, пользуясь доступностью на международных площадках и визитами высокопоставленных гостей, приглашают их на границу с Южной Осетией и устраивают им смотровые площадки», – рассказал Джиоев.
Югоосетинская делегация призвала международное сообщество признать реалии, сложившиеся после распада СССР, что РЮО образовалась по международным нормам, по которым создано государство Грузия, признанное международным сообществом.
Говоря о конкретных результатах Женевского процесса, полпред назвал создание формата МПРИ. Он также отметил, что для Южной Осетии сегодня Женевские дискуссии – единственная официальная международная площадка, где представители государства доносят позицию югоосетинского народа.
Мадина БЯЗРОВА