Общественный совет – представитель общества в Генпрокуратуре

О целесообразности и злободневности создания Общественного совета при Генеральной прокуратуре Республики Южная Осетия, а также полномочиях и планах работ совета на площадке пресс-центра Sputnik Южная Осетия рассказали председатель созданного органа Вячеслав Гобозов и член совета, кандидат исторических наук Таймураз Тадтаев.

Как рассказал журналистам Вячеслав Гобозов, инициатором идеи выступил и.о. генпрокурора Сергей Битиев. Председатель совета считает инициативу своевременной и правильной, учитывая негативные тенденции, существующие сегодня вокруг правоохранительной сферы, в частности, Генпрокуратуры.
«Работа ведомства на протяжении долгого времени вызывает серьезные вопросы в обществе. Часто механизмы Генпрокуратуры использовались в политических целях – для борьбы с политическими оппонентами и т.д. Поэтому негативный фон, который существует вокруг Генпрокуратуры, серьёзно мешает нормальной работе ведомства и фактически снижает доверие общества к нему. Если у граждан есть недоверие к такой важной структуре, это очень опасный момент для нашего государства и общества», – сказал Гобозов.
По его словам, многие забывают, что основная функция Генпрокуратуры – не следственная, а защита прав и свобод человека и утверждение закона. Общественный совет создаётся для налаживания эффективной обратной связи между генпрокуратурой и обществом, чтобы действия прокуратуры не вызывали вопросов в обществе, а претензии к прокуратуре или к отдельным сотрудникам доводились до руководства прокуратуры.
«Я человек не наивный, не могу сказать, что мы нашли панацею и всё будет хорошо. Для нас это новый опыт, поэтому пока трудно сказать, как механизм будет работать. Во многом это зависит от работы членов Общественного совета и, естественно, как на их предложения будет реагировать прокуратура. Подчеркну, это не госслужба, а работа на общественных началах, и члены совета будут работать в структуре без заработной платы и других дивидендов», – отметил Гобозов.
Цели и задачи
Рассуждая о эффективном взаимодействии совета с прокуратурой, Таймураз Тадтаев подчеркнул, что главное в идее создания органа – открытость действий прокуратуры.
«Создана площадка для обсуждения и принятия рекомендательных решений, чтобы не было закрытых дверей. Думаю, это правильный шаг, хорошая идея. Наша задача – общаться с общественностью, с людьми из разных сфер, возможно, даже выезжать в районы республики, чтобы знать чаяния народа и проблемы организации», – сказал Тадтаев.
Гобозов отметил, что есть положение, утвержденное приказом и.о. генпрокурора, но оно пока рамочное, его будет рассматривать Общественный совет и вносить свои предложения. На первом заседании от членов совета уже прозвучали определенные предложения.
«Как совещательный, рекомендательный орган Общественный совет будет вырабатывать рекомендации и предложения и выдвигать их генеральному прокурору. На первой встрече и.о. генпрокурора пообещал, что на заседания совета по необходимости будут приходить и другие представители правоохранительных органов, к которым у нас могут возникнуть вопросы», – подчеркнул председатель совета.
По словам Гобозова, первая идея, озвученная на заседании совета – вопрос о законе Генпрокуратуры нуждается в серьезной оптимизации. Ранее в закон были внесены изменения, согласно которым ведомству дали излишне много полномочий. Также в закон были внесены положения, ослабляющие контроль государства и общества над прокуратурой.
«По данному вопросу будем вносить свои предложения. Члены совета четко настроены на работу, и не собираются быть декоративным органом. На заседании и.о. генпрокурора С. Битиев отметил, что тоже ждёт совместной конструктивной работы. Конечно, основная функция совета – выработка рекомендаций и предложений, в том числе и рассмотрение на заседаниях совета резонансных дел. Но при этом, подчеркиваю, никакого вмешательства в следст-венные дела прокуратуры быть не может, у совета нет такого права. Однако информацию, которую можно предоставить в рамках резонансных уголовных дел, и.о. генпрокурора пообещал предоставлять по запросу Общественного совета. Чем откровенней будут разговоры на заседаниях совета и прокуратура будет прислушиваться к его рекомендациям, тем эффективнее будет работа Общественного совета. Диалог должен быть конструктивным – это важно. Если механизм будет работать эффективно, то у нас будет хорошая двусторонняя связь между обществом и Генпрокуратурой», – сказал он.
Как считает Гобозов, если эксперимент на базе прокуратуры получится, то можно разрабатывать этот механизм и во взаимоотношениях с другими органами власти. По его словам, самая большая проблема государства в том, что не выстроена эффективная двусторонняя связь между властью и обществом. Именно поэтому республика от одного политического кризиса двигается к другому, но с этим пора заканчивать.
Члены совета будут следить за делом Джабиева
Что касается дела Инала Джабиева, по словам Гобозова, на заседании данный вопрос поднимался, члены совета будут следить за этим делом, а также за всеми уголовными делами, которые получают общественный резонанс.
«Речь идет о способствовании объективному расследованию этих дел, чтобы общество получало максимально полную информацию о работе прокуратуры», – сказал он.
Как отметил Тадтаев, есть понимание, что в обществе различные мнения по делу Джабиева, но при этом все хотят знать правду.
«На мой взгляд, так и должно происходить. Чаяния народа, особенно такого маленького общества, где все знают друг друга должны быть услышаны. Поэтому прокуратура должна прислушиваться к рекомендациям Общественного совета. Добавлю, мы будем собираться в прокуратуре и открыто выносить различные вопросы, даже если они не понравятся надзорному органу. Результаты и дальнейшие действия совета тоже будут обговариваться с прокуратурой. Мы будем работать на общественных началах. Каждый, исходя из профессиональных качеств в своей сфере, будет участвовать в этом совете, уже сейчас в его состав входят личности, занимающиеся разной деятельностью и, думаю, орган будет пополняться людьми из общественных организаций, гражданских обществ и других институтов», – сказал Тадтаев.
Состав пока формируется
«Согласно положению, совет будет собираться не реже, чем раз в квартал, но в целом по необходимости. Совет всё ещё находится на стадии формирования», – пояснил глава совета.
Как отметил Гобозов, члены созданного органа – представители общества в Генпрокуратуре, поэтому Общественный совет будет работать и с обращениями граждан.
«Более того, как только совет будет окончательно сформирован, список фамилий членов Общественного совета будет опубликован в СМИ, чтобы люди знали их и могли обращаться с вопросами, касающимся генпрокуратуры. Кстати, С. Битиев на заседании чётко сказал, что прокуратура предпочитает, чтобы в Общественном совете были люди, умеющие высказать своё мнение и отстаивать его, невзирая на любые должности и авторитеты.
Проект пока находится на стадии становления, но, думаю, через два-три месяца можно более основательно говорить о том, что из себя представляет Общественный совет и насколько эксперимент удался. Но мы надеемся, что ус-пешная деятельность Общественного совета позволит совершенствовать деятельность надзорных органов», – заключил председатель Общественного совета Вячеслав Гобозов.
М. СОЛОЕВА