Мурат Джиоев: «Со стороны международных организаций к ситуации предвзятое отношение»

Обострение ситуации на госгранице РЮО на территории у с. Цнелис, необходимость подписания соглашения о неприменении силы и проблемы, которые будут подняты на очередном раунде Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье, стали ключевыми вопросами на встрече с делегацией сопредседателей Женевских дискуссий в Цхинвале.

Полномочный представитель президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев отметил, что очередной раунд дискуссий, запланированный на октябрь, предварило обострение ситуации на госгранице у Цнелис, поэтому значимость работы на дискуссиях возрастает в разы. Джиоев напомнил западным коллегам, что 23 августа грузинская сторона без предварительного обсуждения вопроса на МПРИ, как ранее практиковалось, выставила блокпост на территории Южной Осетии в 4 км от грузинского села и в 300 м от югоосетинского.
«Представители ОБСЕ и Евросоюза пообщались с местными жителями, высказавшими свою обеспокоенность. Югоосетинская сторона оценив ситуацию, предложила грузинской стороне зону Цнелис-Чорчана объявить зоной безопасности и снять грузинский пост, вызвавший напряженность. К сожалению, предложение не нашло понимания у грузинской стороны, но участники МПРИ выразили готовность продолжить диалог», – отметил он.
После этого, по словам Джиоева, состоялись еще три встречи в рамках МПРИ, но предложения юго-осетинской стороны о снятии поста не нашли понимания у грузинской стороны, заявившей – это политическое решение Грузии и пост снят не будет. Более того, как уточнил полпред, грузинская сторона отметила, что югоосетинские пограничники не должны присутствовать на левобережье реки, что совершенно неприемлемо.
«Поэтому мы предприняли меры по обеспечению безопасности нашего населения, так как эта ситуация – фактор безопасности и напряжённости не только для жителей Цнелис, но и для всей Южной Осетии», – отметил он.
Джиоев подчеркнул, на встречах Женевских дискуссий и МПРИ юго-осетинская сторона с 2009 г. предлагает приступить к совместному обсуждению линии границы, но Грузия не хочет принимать реальность, сложившуюся после 2008 г.
Ситуация диктует: необходим документ о неприменении силы
Мурат Джиоев отметил повышенное внимание представителей международных организаций к другим участкам границы, в частности, речь шла о сделанном сопредседателями официальном заявлении по ситуации в районе села Гугутианткари. «Там идет обычное обозначение линии прохождения границы инженерными сооружениями, которых на югоосетинской-грузинской границе много. Ничего нового югоосетинские пограничники не сделали. Ни на один метр линию границы никто не перешел», – заявил Полпред.
Более того, по его словам, юго-осетинские пограничники провели бордеризацию, исходя из интересов грузинского населения, к примеру, обошли дом грузина, оказавшегося на югоосетинской стороне и источник воды. Хотя, как отметил Джиоев, грузинская сторона и представители международных организаций это не оценили, а преподнесли как нарушение прав грузинского населения. «На фоне происходящего в Цнелис, это предвзятое отношение со стороны международных организаций. У нас есть подтверждающий материал, что эта территория – часть Южной Осетии. РЮО была образована в границах бывшей Югоосетинской Автономной области и законодательно границы утверждены Декретом об образовании ЮОАО от 20 апреля 1922 г. Это базовый документ, от которого мы отталкиваемся и отталкивались при обозначении границ. Все закреплено законодательно и ни один шаг, противоречащий законодательству, не предпринимаем», – подчеркнул полпред.
Джиоев выразил готовность обсуждать эти вопросы и надежду на конструктивную работу сопредседателей. Он отметил, обострение обстановки подчеркивает актуальность работы над документом о неприменении силы. По его словам, документ должен стать базовым в межгосударственных отношениях, с закреплением позиций о гарантиях сторон не применять военную силу в разрешении любых споров между РЮО и Грузией.
Сопредседатели: встречи в рамках ЖД и МПРИ необходимы
Сопредседатель от ЕС Тойво Клаар поддержал югоосетинского коллегу, отметив необходимость проведения встреч в рамках МПРИ. Он выразил надежду обсудить развитие событий у Цнелис, свободу передвижения и предстоящий раунд дискуссий, где будут подняты все эти вопросы.
Джихан Султаноглу сопредседатель от ООН приветствовала стремление югоосетинской стороны к деэскалации конфликта. По ее словам, важно не допустить серьезных обострений: «Дискуссии и формат МПРИ предлагают наилучшие способы разрешения подобных вопросов. Мы готовы поддерживать решения всех участников и способствовать разрешению этого вопроса. Будем рады выслушать предложения возможного разрешения ситуации».
Надежду на конструктивный диалог выразил и сопредседатель от ОБСЕ Рудольф Михалка: «Несмотря на отсутствие договора о неприменении силы мы работаем в мирном русле, путем диалога. Что касается ситуации Чорчана-Цнелис, благодарен обеим сторонам за конструктивные подходы. Позиции сторон разнятся, но я вижу готовность обсуждать все в рамках МПРИ. Благодарен за возможность посетить Цнелис и пообщаться с местным населением. Для меня важно было услышать из первых уст их опасения и тревоги. Хочу продолжить эту работу и встретиться с жителями Чорчана».
Однако особое беспокойство он все же выразил по закрытию пункта пересечения, отметив, подобные действия негативно влияют на жизнь населения. «Мы от имени сопредседателей опубликовали заявление, так, что наша позиция ясна. Но мы обсудим это и, надеюсь, придем к сближению взглядов», – сказал он.
Побег от неудобных вопросов
Комментируя встречу сопредседателей Тойво Клаар отметил, что обсуждалась ситуация у Цнелис и предстоящий раунд в Женеве. «Действительно, мы обеспокоены происходящим. Но с другой стороны рады приверженности сторон к диалогу, мы встречаемся, обсуждаем и идем к пути решения этих вопросов путем переговоров», – сказал он.
На вопрос журналистов: «Почему международные организации незамедлительно отреагировали на закрытие пропускных пунктов с юго-осетинской стороны, сделав заявление, но не отреагировали на ситуацию в Цнелис, когда появился грузинский блокпост?», Клаар ответил, что «это неправда».
«Мы действительно обеспокоены закрытием пунктов пересечения, но вы неправы, мой коллега сопредседательствовал на многих встречах МПРИ, посвященных разрешению вопроса выставления этого поста. То есть, мы обеспокоены ситуацией. Но есть ситуации, когда заявления требуются, а есть ситуации, когда они бесполезны», – сказал он.
Джихан Султаноглу также отреагировала на вопрос: «Важно, что есть приверженность всех сторон к разрешению и деэскалации напряжённости, а мы, как сопредседатели дискуссий будем способствовать налаживанию отношений».
После такого «исчерпывающего» ответа на неудобный для представителей международных организаций вопрос, сопредседатели поспешно покинули брифинг, или скажем прямо, сбежали от югоосетинских СМИ. И брифинг продолжил Мурат Джиоев, отметивший, что на встрече обсуждались актуальные вопросы.
«Международные организации хорошо проинформированы, прошли четыре встречи в рамках МПРИ, где мы четко обозначили наши позиции – первое: незаконно выставленный пост на территории РЮО, который должен быть снят, второе: не обрубать мосты диалога, третье: рассмотреть наше предложение – зону Цнелис-Чорчана объявить зоной безопасности. Сегодня эти вопросы повторены, поскольку основная цель встречи – подготовка к раунду дискуссий», – сказал полпред.
Кроме того, сопредседателям представили юридический материал – копии Декрета об основании ЮОАО, где описаны границы. В ходе встречи югоосетинская сторона выразила несогласие с позицией сопредседателей и с их заявлением по вопросу возведения инженерных сооружений в Гугутианткари.
«Мы объяснили и ситуацию с закрытием пунктов пересечения, причина которого – эскалация конфликта из-за поста Цнелис. В целом были долгие обсуждения вопросов, в их числе вопрос поиска без вести пропавших. Нам сообщили о возможном продлении мандата эксперта Игньятовича, занимающегося вопросами пропавших без вести после 2008 г. Обсуждались и проблемы выходцев из Трусовского ущелья», – сообщил Джиоев.
Гордое молчание: сопредседатели признали нарушения мандата
На наш вопрос (адресованный международным наблюдателям, но после их побега заданный Джиоеву) о нарушении представителями МНЕС мандата, установленного соглашением Медведева и Саркози (представители МНЕС имеют право мониторить участок со стороны Грузии, но они пересекли границу и зашли в Цнелис) Джиоев отметил, это не первое нарушение… Этот вопрос поднимался на предыдущем раунде в Женеве, где он сделал специальное заявление, что наблюдатели миссии незаконно посещают правобережную часть Цнелис. И на МПРИ несколько раз напомнили, что у них нет мандата на работу на территории Южной Осетии, поэтому их проникновение является незаконным.
«Сегодня мы снова обратили на это их внимание, напомнив и о сделанном тогда заявлении, поскольку, повторю, у МНЕС есть мандат на работу только в Грузии в районах, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, но не на их территориях. На этот раз они спокойно это выслушали, в отличие от прошлого раза. Тогда они заявили, что признают территориальную целостность Грузии. Конечно, незамедлительно последовала ответная реакция и с югоосетинской стороны, что тем самым они проявляют неуважение к нашему народу и государству», – заключил Мурат Джиоев.

Мадина БЯЗРОВА