Мурат Джиоев: «Нам предстоит много работы, чтобы убеждать контрпартнеров в правоте наших позиций»

Накануне очередного раунда Женевских дискуссий, запланированного к концу месяца, состоялся визит сопредседателей в Южную Осетию, в рамках которого обсуждена повестка предстоящего раунда. Кроме того, сопредседатели встретились со студентами ЮОГУ, посетили приграничную зону в Уиста (Цнелис) и пообщались с местными жителями. Об итогах визита сопредседателей Женевских дискуссий представителям СМИ рассказал Полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев.

О госгранице и грузинском посте в с. Цнелис
«На Женевских дискуссиях мы обсуждаем вопрос безопасности в районах границы, работаем над документом о неприменении силы. К сожалению, работа над выработкой юридически обязывающего документа идет довольно медленно, поскольку грузинская делегация проявляет неконструктивность. Поэтому мы выразили сопредседателям неудовлетворенность безрезультативным завершением раундов. Югоосетинская сторона сделала предложения для более эффективной работы очередного раунда», – сказал он.
Как отметил Джиоев, на встрече обсудили ситуацию с безопасностью в районе границ. При этом отметили, что хотя в целом обстановка в районах границы остается стабильной, присутствие грузинского поста в Цнелис – постоянный фактор дестабилизации и напряженности в районе всей границы.
«Мы обратились к сопредседателям, чтобы они использовали свой авторитет, чтобы грузинские власти поняли бессмысленность нахождения поста в Цнелис и он был снят. Сегодня мы посетили Цнелис, увидели пост. Сопредседатели встретились и с местным населением, которое выразило беспокойство в связи с нахождением на территории села грузинского поста. Делегация увидела, как близко грузинский пост расположен к Цнелис и насколько далеко от грузинского села Чорчона. Думаю, сопредседатели получили важную информацию к размышлению над тем, как активизируют женевский процесс. Наша цель была достигнута – мы им показали, что пост находится на югоосетинской территории», – отметил Полпред.
По словам Джиоева, местные жители показали дома своих родственников и собственное жилье, куда они не могут попасть из-за поста, рассказали о постоянно исходящей угрозе. Он выразил надежду, что сопредседатели приняли всё это к сведению, а вот насколько они используют их в своей работе с грузинской стороной – время покажет. Что касается югоосетинской стороны, Полпред подчеркнул, что по Женевским дискуссиям есть четко поставленные руководством задачи и цели, которых и будут добиваться.

Вопрос без вести пропавших – один из важных в женевском процессе
В ходе встречи, по словам Джиоева, был поднят вопрос выяснения судьбы югоосетинских граждан, считавшихся без вести пропавшими.
«Представители международных организаций, в частности ОБСЕ, вновь подтвердили, что вопрос без вести пропавших находится на контроле. Встречаясь с руководством Грузии, они поднимают вопрос и рассчитывают, что грузинские власти сдержат обещания и предпримут усилия по выяснению судьбы молодых людей. Сопредседатели подтвердили, что поиском без вести пропавших занимается ассоциация молодых юристов Грузии, представители которой собирают дополнительный материал и будут представлять интересы родственников в этом процессе. На встречах и в рамках раунда, и МПРИ мы поднимаем этот вопрос и пока не решим, не снимем с повестки дня», – подчеркнул глава югоосетинской делегации.
Как отметил Джиоев, обсуждены вопросы нарушения грузинскими беспилотниками границы над территорией РЮО, нарушения линии границы грузинскими полицейскими. По мнению Полпреда, такие факты – факторами беспокойства и напрягают общую ситуацию вдоль границ.

Интерес молодежи к дискуссиям – стимул для женевского процесса
«Делегация сопредседателей побывала в университете, и студенты ЮОГУ озвучили свои ожидания по Женевским дискуссиям, в частности, когда же наконец будет подписан документ о неприменении силы и Грузия согласится подписать мирный договор с Южной Осетией. Сопредседатели увидели, что интерес к Женевским дискуссиям в народе очень высок и ожидания тоже соответствующие. Думаю, это тоже определенный стимул для подталкивания женевского процесса в том направлении, в котором мы должны работать – речь идет о юридически обязывающем документе», – сказал он.
Журналисты поинтересовались, чем вызван интерес сопредседателей к Ленингорскому району, и с какой целью они хотят его посетить. Джиоев пояснил, что с 2008 г. вопрос Ленингорского района – о якобы особом там положении постоянно превалирует, благодаря грузинской пропаганде.
«Мы объясняем им, что Ленингорский район для нас такой же, как и остальные районы республики и население Ленингора такие же граждане РЮО. Но поскольку определенная часть населения Ленингора в 2008 г. была выманена грузинскими властями оттуда, одни из которых вернулись обратно, другие обосновались в Грузии – интерес к району понятен.

В предыдущие годы мы возили делегацию в Ленингор. Они видели, что там спокойная обстановка, есть возможность работать, воспитывать детей, давать им образование. В принципе, нам там скрывать нечего. Сегодня они побывали в Знаурском районе, если будет необходимость показать им Ленингорский район, то мы подумаем и над этим», – подчеркнул Полпред.
Сопредседатели затронули вопрос создания зоны безопасности, и Полпред пояснил журналистам, что имелось ввиду: «В 2018 г. работа над юридически обязывающим документом зашла в тупик. Сопредседатели предложили свой документ, предусматривающий создание зоны безопасности в районах границы в одном конкретном месте или по всему периметру, чтобы люди свободно передвигались и занимались торговлей. Да, это шаг в направлении поиска путей выхода из стагнации по вопросу документа о неприменении силы, но не считаем, что надо начинать безопасность с конкретной точки, когда два года нас беспокоит ситуация в Цнелис».
По словам Джиоева, югоосетинской стороной было предложено – разрядить ситуацию в Цнелис, снять грузинский пост и уже после обсуждать другие точки на границе, и ситуацию с безопасностью. Полпред подчеркнул, что югоосетинская сторона готова обсуждать все вопросы с учетом реального прохождения госграницы – нюанс, который сопредседатели не хотят замечать.
«Нам предстоит много работы, чтобы убеждать наших контрпартнеров в правоте наших позиций. Мы всегда выражаем заинтересованность в безопасности, но при этом, естественно, надо учитывать реальную линию прохождения госграницы. Для нас это государственная граница, а они этого не признают. По этому вопросу и по предложению о зоне безопасности у нас есть разночтения», – пояснил он.
С югоосетинской стороны было предложено – каждый раз при встрече обсуждать повестку дня раунда, потому что, по словам Полпреда, в течение многих лет повестка дня Женевских дискуссий не меняется.
«Некоторые проблемы повестки дня просто устарели и мы предлагаем внести изменения, поднимать актуальные вопросы (к примеру, о воде для орошения и газоснабжении в районах границы), чтобы видеть – кто конкретно из наших контрпартнеров против решения проблем», – заключил Джиоев.

Мадина БЯЗРОВА