МПРИ: блокпост в районе Уиста, COVID-19, грузинские беспилотники, Давид Кацарава и другие нарушители госграницы

Во вторник, 13 июля в районе села Эргнет прошла 101-я встреча в формате Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), дей-ствующего в рамках Женевских дискуссий.

Об итогах встречи нам рассказал глава югоосетинской делегации в формате МПРИ, заместитель полпреда Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Егор Кочиев. В рамках МПРИ сторонами обсуждался ряд актуальных вопросов, касающихся проблем населения приграничных территорий, эпидемиологической ситуации по коронавирусу в обеих республиках и нарушителей государственной границы.
На встрече, по словам замполпреда, югоосетинская делегация обменялась с грузинской стороной информацией о эпидситуации с коронавирусом.
«Одной из актуальных проблем, которые были подняты на встрече, является распространившаяся эпидемия COVID-19 на территории и Грузии, и Южной Осетии. На сегодняшний день эпидемиологическая ситуация в Грузии, конечно же, намного сложнее, чем у нас. Несмотря на некоторый подъем заболеваемости в Южной Осетии, ситуация здесь остается контролируемой и находится под наблюдением соответствующих специалистов. В Грузии заболевших больше и ситуация там однозначно сложнее», – уточнил глава югоосетинской делегации.
Кроме того, Кочиев подчеркнул, что одним из приоритетных вопросов обсуждения в рамках МПРИ для югоосетинской стороны остается незаконное нахождение блокпоста грузинской полиции рядом с населенным пунктом Уиста (Цнелис) Знаурского района, установленного в 2019 г., а также вывод вооруженных грузинских полицейских с территории этого района.
«Естественно, затрагивался вопрос нахождения незаконного грузинского поста в районе осетинского населенного пункта Уиста (Цнелис). Очередной раз представители нашей делегации напомнили и представителям международных организаций, и грузинской стороне, что дестабилизация обстановки в этом районе началась с выставления этого поста и путь к урегулированию ситуации лежит через вывод грузинских полицейских с территории Южной Осетии», – подчеркнул Егор Кочиев.
На встрече обсуждались и вопросы безопасности на государственной границе. По словам Кочиева, югоосетинская сторона в очередной раз отметила рост нарушений на госгранице, которые совершаются либо представителями полиции Грузии, либо под их контролем, или, как он пояснил, с попустительства представителей грузинской полиции. В частности, речь идет о представителе грузинской неправительственной организации Давиде Кацарава, который нарушил государственную границу.
«Раньше грузинские полицейские старались не допускать этого персонажа к государственной границе, но на этот раз, судя по всему, у них поменялся подход. Давид Кацарава даже снял документальный фильм, в котором он позирует на фоне информационного пограничного знака. Нарушения подобного характера мы, естественно, будем пресекать. Все эти факты доводятся до сведения представителей международных организаций, и мы будем продолжать информировать международное сообщество о деструктивной позиции Грузии и провокационных действиях сил правопорядка, которые находятся на территории Грузии», – сказал он.
В целом, по словам замполпреда, ситуация на госгранице такова: со времени предыдущей встречи в рамках МПРИ, прошедшей 15 июня, до 13 июля было зафиксировано всего пять нарушений государственной границы.
«Причем это были нарушения не со стороны грузинских полицейских, а гражданскими лицами. Эти нарушители не задерживались, они опрашивались и выдворялись на месте. Что касается нарушения госграницы грузинскими полицейскими – это уже серьезный вопрос, вызывающий определенное беспокойство, но мы над этим работаем и очень надеемся, что грузинская сторона начнет внимать разуму и прекратит подобные действия», – пояснил он.
Отдельным вопросом, как отметил глава югооосетинской делегации, озвучивалась проблема полетов беспилотных летательных аппаратов, которые также периодически заходят в воздушное пространство Южной Осетии.
«Обсуждались не только беспилотные летательные аппараты, но и летательные аппараты, уп-равляемые пилотами. За время, прошедшее с последней встречи, то есть с 15 июня, таких случаев было два: один раз вертолет пересек воздушное пространство Южной Осетии, зайдя на нашу территорию, а второй раз это был легкомоторный самолет. Нами было указано грузинской стороне на недопустимость подобных действий, что это прямой путь к инциденту, ответственность за который ляжет целиком и полностью на грузинскую сторону», – заключил Егор Кочиев.
М. СОЛОЕВА