Лучше курить трубку мира, чем отрывать топор войны!

Вместо конструктивной повестки дня в ход пошли обвинения

В прошлом у североамериканских индейцев существовал культурный символ, который получил название «зарыть топор войны». Это означало мир, когда враждующие племена снимали взаимные претензии и вставали на мирные рельсы.

Накануне парламентских выборов, в Южной Осетии культурный символ американских индейцев приобретает особую актуальность. Ведь участники предвыборной гонки должны быть нацелены именно на такую повестку дня. Равно как и избиратели ждут высокоинтеллектуального оппонирования между кандидатами в депутаты и политическими партиями, а не обвинений и склок, популизма и скандальных заявлений.
Именно такую повестку дня предложила партия «Единая Осетия», которая первой провела предвыборный съезд, отрядив на выборы своих кандидатов.
Выступая на съезде, основатель партии Анатолий Бибилов отметил, что партия «Единая Осетия» в предвыборной гонке будет следовать принципам уважения других партий, нормам демократии и выразил надежду, что выборы пройдут в демократическом и конструктивном русле. А действующий руководитель партии Алан Тадтаев выразил надежду, что выборы в парламент VII созыва пройдут на высоком уровне с соблюдением норм международного права и этики.
Тем самым, партия «Единая Осетия» обратилась ко всем участникам предвыборной гонки с призывом прошагать гонку в рамках высокой политической культуры, не опускаясь до дешевого популизма и взаимных обвинений и раскурить трубку мира, по аналогии с другим культурным символом индейцев.
Любая партия накануне выборов в первую очередь должна донести до избирателей свою политическую платформу, завоевать сердца электората преимуществами своей политической программы над другими, доказать и убедить народ, что предлагаемые ею пути решения проблем – наиболее верные и ведущие к прорывному развитию. Надо ярко презентовать собственный рецепт успеха, а не выискивать с лупой ошибки других партий! А у кого их нет? Разве КПСС или партии Скандинавских стран (где декларируется социализм) были идеальны? Могут ли партии-обвинители говорить о собственной непогрешимости? Однако, когда цели и задачи партии ничем не отличаются от других, и тем более, когда в активе партии мало привлекательного, главным аргументом в борьбе становятся обвинения.
К сожалению, первой не сдержалась партия «Ныхас», которую возглавил экс-глава МИД Южной Осетии Давид Санакоев. Выступая на предвыборном съезде лидер «Ныхаса» Санакоев обвинил ведущую партию «Единая Осетия» (за которую проголосовало свыше 43% избирателей) в невыполнении, в частности, обещания по вопросу вхождения Южной Осетии в состав России.
«Два года представители «Единой Осетии» имели возможность для принятия любых решений. В их руках все ветви власти. Мы присоединились к России? Нет! Что мешало на этот раз? Мы призываем прекратить спекуляции на важной для каждого осетина идее и прекратить обманывать избирателя невыполнимыми обещаниями», – заявил Санакоев.
Действительно, в памяти свежи заявления партии «Единая Осетия» о пяти шагах на пути к воссоединению и возвращению в состав России. Равно как свежа в памяти и неадекватная реакция на эти пять шагов и предложение «Единой Осетии» провести референдум о вхождении в состав России, со стороны представителей органов власти и политических сил!
Во-вторых, «Единая Осетия» НИКОГДА не обещала моментальное вхождение Южной Осетии в состав России. Воссоединение в составе России – многоступенчатый путь, который не решить ни за два года и даже пять лет. Достаточно отметить, что крымчане ждали возвращения в состав России аж с 1954 года. Напомним, что именно тогда Крым передали из состава РСФСР в состав Украинской ССР.
К сожалению, нет универсального для всех разделенных народов средства для возвращения в состав родного государства. Каждый народ разными путями и способами возвращается в родную гавань. Курды столетиями вынашивают идею независимого Курдистана. Многомиллионный народ до сих пор не имеет государственности. В этом отношении крошечной Южной Осетии, в сравнении с курдами, удалось добиться гораздо больше на пути к исконной мечте – возвращению в состав России, где мы уже де-факто.
Разве Осетия одномоментно в свое время вошла в состав Российской Империи? Позволю напомнить, что в декабре 1751 года осетинских послов с прошением принять Осетию в состав России впервые приняла императрица Елизавета Петровна. И лишь в 1774 году Осетия вошла в состав Российской Империи! Тогда не было ядерного оружия. Народы и государства меняли прописку быстрее, чем сейчас. К тому же, следует учитывать текущую геополитическую ситуацию в мире, она стремительно меняется и одни политические формулы и намерения, могут спустя даже короткое время утратить возможность их реализации.
К примеру, Договор об интеграции и союзничестве между Россией и Южной Осетией, усеченный оппонентами «Единой Осетии», – еще один важный шаг на пути к мечте осетинского народа. И если бы политические предложения России по максимальной интеграции Южной Осетии в ее политико-правовое пространство встречали консолидированное согласие всех политических сил и органов власти, степень интеграции с Россией сейчас была бы выше.
Оппоненты «Единой Осетии» часто апеллируют к Концепции внешней политики России, в которой Южная Осетия и Абхазия зафиксированы в качестве суверенных государств, и к словам Владимира Путина о союзнических отношениях России и Южной Осетии. Кто с этим спорит? На данный момент это так. Но были и другие заявления Путина о воссоединении Осетии: «все зависит от самого югоосетинского народа», «мы исходим из интересов народа Южной Осетии». Это прямой намек на правовое оформление волеизъявления народа Южной Осетии!
Но суверенитет – вещь не постоянная. Ничто не вечно. Признание не гарантирует любому государству вечное состояние суверенности. В какие-то исторические этапы государства эволюционируют и одни народы вследствие духовно-идейного родства и близости, а также геополитической ситуации и угрозы безопасности, тяготеют к соседним государствам, реализуя одну из множества форм права наций на самоопределение.
Ведь способами осуществления права на самоопределение могут быть – создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса.
Моментальное возвращение Южной Осетии в состав России вызовет неадекватную реакцию в мире, по примеру Крыма. И здесь, конечно, Южная Осетия не должна торпедировать усиление антироссийских настроений со стороны США и Запада, и форсировать давление на нее. Эти немаловажные факторы должны учитывать все, кто хочет быть причастным к политике. Южной Осетии в нынешней ситуации следует неторопливыми шагами форсировать интеграционные процессы с Россией, привязав себя, во всех смыслах, к нашей большой Родине. Механизмов много! Достаточно отметить, что в 2008 году ВСЕ члены ОДКБ признали в своем заявлении геноцид осетинского народа со стороны Грузии. Южная Осетия постепенно входит в орбиту международного общения и с другой стороны так же активно форсирует процессы интеграции с Россией.
Международное сообщество постепенно привыкает к существованию Южной Осетии как к суверенному государству. В 1990-е годы никто не мог поверить, что Южная Осетия станет признанным государством. Однако Запад, по большому счету, и Грузия, в душе смирились с этим. И активные усилия Южной Осетии по вовлечению в политико-правовое пространство России со временем приведут и к территориальному единству де-юре!
В складывающейся геополитической ситуации в мире нет вины партии «Единая Осетия». Никто еще не диктовал условия государствам ядерного клуба. Поэтому вопрос вхождения Южной Осетии в состав России не может быть предметом спекуляций и обвинений «Единой Осетии». Хочется верить, что партия «Ныхас», равно как и другие политические силы, построят предвыборную кампанию на основе презентаций собственных программ развития, высокоинтеллектуального диалога. Избиратель оценит это! Как оценит и период спячки отдельных партий, которые начинают любить народ только перед выборами. Надеемся, что предвыборная гонка не выйдет за рамки политической культуры и этики, к чему призывает партия «Единая Осетия». Лучше курить трубку мира, чем отрывать топор войны…
Александр КЕЛЕХСАЕВ