Конституционная реформа для Южной Осетии. С чего начать?

В последнее время в Южной Осетии наблюдается вялотекущий политический процесс, который некоторыми политологами и журналистами охарактеризован как конституционный кризис. На разных уровнях слышатся также мнения о необходимости изменения законодательства, и даже о необходимости внесения изменений в Основной Закон Республики.
Не вдаваясь в подробности и истоки противостояния части депутатов Парламента с президентской властью, следует отметить, что данная ситуация действительно привлекает внимание не только самих участников внутриполитического процесса, но становится важной и весьма актуальной проблемой для всего нашего общества и государства в целом.
Следует понимать, что меры по выходу из кризиса, если таковые существуют, не всегда могут носить системный характер. А работа над Конституцией должна быть именно таковой – исключительно системной и всеобъемлющей. Логика разворачивающейся в последнее время в югоосетинском обществе дискуссии на эту тему, требует предварительного осознания объективных предпосылок для понимания необходимости таких изменений именно сейчас. Приветствую такую дискуссию, попытаемся порассуждать на эту тему. Итак, оглядываясь на события последних десятилетий можно выделить некоторые из имеющихся предпосылок:

Политические
– 30-летие существования независимой Республики Южная Осетия;
– 12 лет пребывания в статусе признанного государства, 12 лет без угроз внешней агрессии и рецидивов вооруженной агрессии;
– Пройден в несколько этапов период вооружённой борьбы за независимость;
– Обеспечена сменяемость власти: 4 политических этапа – 4 Президента;
– Избрание в 2019 году Парламента 7-го созыва;
– Наличие опыта преодоления кризиса власти и гражданского противостояния (2001-2002; 2011-2012гг);
– Решен вопрос национальной обороны и охраны государственной границы;
– Вступили в силу два межгосударственных договора с Российской Федерацией и более 100 ратифицированных межправитель-ственных соглашений;
– Договорные отношения с рядом стран-членов ООН;
– Внешнеполитическая повестка имеет твердую тенденцию к поиску и расширению международных контактов.

Экономические
– Завершен период восстановления разрушенного жилого фонда;
– Восстановлены объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры;
– Ведется масштабное дорожное строительство;
– Появилась надежда на зарождение местной промышленности.

Социальные
– Традиционный тренд престижа высшего образования вновь актуален;
– Намечается позитивная демографическая тенденция;
– Намечается также тенденция репатриации бизнес-ориентиро-ванной молодежи.
Таким образом, даже поверхностный обзор предпосылок к реформам и диалектика развития произошедших изменений в стране в последние десятилетия не могут не подразумевать необходимость качественного перехода к новому социально-экономическому укладу, модернизации государственного устройства и институтов, которые, в свою очередь, неизбежно должны иметь и своё конституционное закрепление.
Ни для кого не будет открытием, что в настоящее время независимое и суверенное государство, каковым сегодня является Республика Южная Осетия, до сих пор пользуется Конституцией непризнанного времени – образца 2001 года. Законодательная, нормативно-правовая база Южной Осетии принимались в свое время без учета перспективы ее международного признания в будущем.
Здесь, ради справедливости нужно особо отметить, что основной целью основателей и первых руководителей Южной Осетии долгое время были вопросы элементарного физического выживания народа и, что немало важно, сохранение социума во всех смыслах и измерениях, особенно в периоды грузинских агрессий, блокады и войн начала 90-х годов.
К настоящему моменту на повестке дня всего руководства Юж-ной Осетии стоят не только усилия по обеспечению стабильности, дальнейшее развитие Республики с укреплением интеграционных связей с братской Россией, расширением международного признания, но еще и несколько иные, не менее важные задачи – формирование новой национально мыслящей политической элиты с наращиванием и пополнением потенциала сохраненного социума.
Очевидно, что закрепление этого постулата в Основном Законе есть насущная необходимость, направленная на конституционное восприятие народом собственной истории не только как обеспечения преемственности национальной памяти будущими поколениями, но и как восприятие национально-госу-дарственного развития в целом, как жизненно необходимой основы существования.
Даже во времена, когда в Юж-ной Осетии политическая повестка дня уступала место военной, и даже начиная с 2001 года – времени принятия действующего Основного закона Республики Южная Осетия об этом говорили лучшие представители нашего общества.
Сегодня мы наблюдаем, как в последние годы в активную фазу жизнедеятельности вступает новое поколение, выросшее в условиях новой страны – Республики Южная Осетия, получившее передовое образование в лучших учебных заведениях, желающих приложить знания к дальнейшему развитию Республики. Совершенно очевидно, этому поколению необходим качественно иной импульс и совершенно другие форматы развития.
Современный этап развития осетинской государственности дал уникальную возможность применения новых подходов к государственному строительству, не только как к процессу сохранения целостности национальной территории и суверенитета, а основательно, то есть системно. Как известно, системность подразумевает сбалансированное сочетание целей и задач, обеспечивающих их исполнение. Но главное, что необходимо и понять, и ощутить всем нам и в первую очередь политикам – это существование вокруг нас абсолютно иного горизонта планирования, нежели мы могли себе представить за последние десятилетия. Системность не терпит безответственности и дилетантства! Системность не может быть достигнута набором полумер, стачками и сидячими забастовками – инструментарием конца XIX века.
Так вот, по нашему твердому убеждению, имеющаяся на сегодняшний день государственная нормативно-правовая основа нуждается именно в системном реформировании. Подпитывать её одноразовыми поправками – не просто недальновидно. Разовые полумеры и периодические переделывания Конституции не могут в конечном итоге не привести к очередному кризису. И тогда уже на повестке дня будет системная задача иного рода: преодоление возникшего кризиса. Главной целью реформ должно стать еще и устранение на законодательном уровне любых предпосылок для возникновения кризисов впредь. Именно этим и определяется актуальная историческая развилка нашего государства: или планирование, законодательное закрепление ориентиров развития или отложенный во времени кризис. Кризис, первые «звоночки» которого доносятся уже сейчас.
Здесь естественным образом, возникает вопрос «с чего начать», с постановкой которого поступательность процесса реформирования могла бы выглядеть следующим образом:
1. Президент своим указом реанимирует Специализированную Комиссию по вопросам конституционной реформы.
2. Комиссия, работая над проектом текста будущей Конституции, собирает и обобщает предложения политических партий и общественных организаций, экспертного сообщества, также пожелания граждан республики.
3. После проведения открытых дискуссий в СМИ проект направляется в Парламент республики, где парламентарии при необходимости могут внести свои поправки и изменения.
4. Далее текст проекта Конституции возвращается в Комиссию для окончательной редакции текста, после чего Комиссия публикует концепцию Конституции в официальной печати.
5. После одобрения текста будущей Конституции президентом и Парламентом его проект может быть вынесен на всенародный референдум согласно действующему законодательству с единственным вопросом: «Согласны ли Вы с тем, чтобы поставленный на референдум проект Конституции Республики Южная Осетия был принят в качестве Конституции Республики Южная Осетия».
При этом, важно учитывать, что административно-организа-ционная составляющая процесса не должна вызывать особых разночтений, поскольку масштаб Республики и наличие современных информационных технологий подразумевают возможность тонкой настройки и абсолютной прозрачности на всех этапах процесса обсуждения и утверждения. Гораздо более сложным, на наш взгляд, выглядит консолидация подходов по формированию содержательной части, ее принципов и компонентов.
Наряду со всем этим, существует также абсолютно неприемлемая реальность: на сегодняшний день у Республики нет своего Гражданского и Уголовно-процес-суального, Трудового и Земельного Кодексов. В их отсутствие суверенная Республика Южная Осетия применяет российские аналоги, а в отдельных случаях даже законы и подзаконные акты, которые разрабатывались для специфики Российской Федерации – страны с населением 140 млн. человек, земельным фондом в 1709,8 млн. га и 9-ю часовыми поясами…
Совершенно очевидно, что для Южной Осетии, страны с площадью в 4 тыс. кв. км, и населением до 60 тыс. человек требуется совершенно другой подход, с учетом политической, социально-эконо-мической и национальной специфики. Трудно себе представить дальнейшее поступательное развитие республики без учета новых политических реалий и осознания необходимости изучения и подготовки многоступенчатой конституционно-правовой реформы в Юж-ной Осетии.
Обсуждаемые в настоящее время политическими партиями и движениями концептуальные основы Основного Закона можно было бы сгруппировать в следующие системообразующие блоки:
– «Основные права и свободы человека и гражданина»;
– «Система управления»;
– «Судебная власть»;
– «Местное самоуправление»;
– «Референдум».
Как уже было сказано, помимо внутренней необходимости правовых изменений, есть еще немаловажное внешнеполитическое обстоятельство для проведения конституционной реформы – это международные обязательства Южной Осетии. Как известно, на сегод-няшний день международно-пра-вовая основа двусторонних российско-югоосетинских отношений смотрится весьма солидно – это два вступивших в силу договора и более 100 ратифицированных межправительственных соглашений. Этот процесс продолжается и со временем к ним прибавится еще целый ряд, в том числе межведомственных документов, которые непосредственно вытекают из основных положений договора между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции, от 18 февраля 2015 года.
Исходя из поступательного развития этого процесса, а также учитывая необходимость практической реализации пунктов этого договора, уже сегодня появляется насущная необходимость в реформировании нормативной базы Южной Осетии для расширения правовых и экономических возможностей интеграции в самых различных областях двустороннего взаимодействия. Отсюда вытекает еще одна важная задача конституционной реформы – приведение основных положений действующего Законодательства Южной Осетии в соответствие с существующей международно признанной нормативно-правовой практикой.
Проведенный анализ действующей Конституции Южной Осетии, принятой на референдуме 8 апреля 2001 года, а также изучение опыта конституционных реформ как на территории СНГ, так и ряда европейских стран, позволяет применить в проекте новой редакции Конституции ряд уже апробированных и привлекательных на наш взгляд положений.
Ниже приведены некоторые положения, которые, судя, в том числе и по настроениям в обществе, на сегодняшний день являются весьма актуальными. Важно при этом подчеркнуть, что данные положения, естественно, не могут носить характер исчерпывающих идей и не являются абсолютной и окончательной константой.
Приведенное изложение следует рассматривать исключительно как информацию к размышлению, нуждающуюся в более качественной доработке и более профессиональном изложении на языке цивилистики.

Или же, рассматриваться как концепт-идея, адресованная всем заинтересованным сторонам – представителям ветвей власти, партиям и политическим движениям, экспертам-государственникам и широкой общественности, но прежде всего политикам, которым будет по плечу реальное конституционное реформирование.

Власть народа
– Национальная доктрина: правление народа, народом и для народа;
– Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и путем референдума, никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление;
– Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением.

Безопасность конституционного строя государства (противодействие новым угрозам и политическим технологиям разрушения государств)
– Ввести статью об уголовной ответственности за посягатель-ство-призыв к изменению конституционного строя и посягатель-ство на суверенитет и государст-венное устройство Республики Южная Осетия;
– Республиканская форма правления может быть предметом пересмотра;
– Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории;
– Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не является действительным без согласия заинтересованного населения.

В области гражданских прав
– Граждане РЮО на территории Республики Южная Осетия и за пределами ее границ находятся под защитой Республики Южная Осетия;
– Ни один человек не может быть обвинен, задержан или заключен иначе, как в случаях, определенных законом, и при соблюдении процедуры, предписанной законом;
– Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять приказы, основанные на произволе, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление;
– Все граждане имеют право, лично или через своих представителей, удостоверяться в справедливом налогообложении, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием;
– Общество через соответствующие институты имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления;
– Осетины, проживающие в других странах, при желании приобретают гражданство Республики Южная Осетия в упрощенном порядке.

Реформа избирательной системы
– Как временная мера, право избирать или быть избранным в выборные органы республики может быть предоставлено гражданам РЮО, проживающим за пределами страны при условии их возвращения на Родину на постоянную основу, прохождения периода «гражданской адаптации» путем непосредственного участия в общественно-политической жизни республики;
– Данные граждане не могут осуществлять функции глав местных Администраций или их заместителей, а так же назначаться на государственные должности до преодоления ими периода «гражданской адаптации»;
– С целью упрощения процедуры избрания главы государства и полного исключения различных «побочных» эксцессов, связанных с организацией и ходом выборного процесса, в том числе в целях экономии финансовых и других ресурсов ввести радикальные поправки в Конституцию:
– Президент республики избирается из своего числа народными депутатами, всенародно избранными в высший законодательный орган Республики Южная Осетия в ходе реализации всеобщего и прямого конституционного права;
– Президентский срок определяется в 7 лет, но не более 2-х раз подряд и без права баллотироваться впредь.
Об уголовной ответственности членов Правительства
– Члены Правительства несут ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, квалифицируемые в момент их совершения как преступления или деликты. Они подлежат суду Верховного суда Республики;
– Верховный суд Республики выносит свои решения в соответствии с законодательством, устанавливающим наказание за совершенные членами Правительства преступления и деликты;
– Функции члена Правитель-ства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любой должностью профессионального представи-тельства или предпринимательской деятельностью.

Реформа судебной системы
– выборность судей на срок до 7 лет с правом пролонгации.

Реформа уголовно-право-вой системы
– Разработка и принятие собственных УПК, Земельного, Гражданского, Трудового кодексов;
Определить в УПК в качестве высшей меры наказания срок заключения в виде 25 лет лишения свободы без права на амнистию:
– измена Родине;
– изготовление и распространение наркотиков;
– насилие над личностью;
– преступления против человечности;
– тяжкие и особо тяжкие преступления;
– хищения государственной собственности в крупных размерах;
– финансовые преступления.
Наряду с изложенными выше соображениями, не менее важное место в будущей Конституции должны занять элементы национальной идеологии – основные положения базовых постулатов, скрепов или выражаясь современным языком, коды идентификации нашего народа, как отражения преемственности поколений и многовековой истории. В этом смысле Конституция не должна быть «вещью в себе». Граждане Республики должны отчетливо ощущать, что именно это есть главный документ страны, который отражает как жизненные реалии, так и важнейшие общенациональные ориентиры, понятные каждому гражданину Республики.
Именно они, в совокупности с вышеизложенным и делают Конституцию не просто юридическим документом, представляющим собой главный атрибут независимости, а реальным Основным Законом, который нацелен на перспективу и развитие во имя будущих поколений страны.

Дмитрий Медоев, Исполняющий обязанности Министра иностранных дел Республики Южная Осетия, кандидат политических наук, для информационного агентства “Рес”. Цхинвал, 12 ноября 2020г.
ИА «Рес»